Архив за месяц: Октябрь 2014

История развития экономики Хотьковского края, показывающая, что до сих пор все события, так или иначе, вращаются вокруг преподобного СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

(История промыслов и промышленности края до 1917г.)

Возникновение промыслов в Хотьковском крае естественно связано с Троице-Сергиевым монастырём, вокруг которого уже в XV веке существовал так называемый посад с неизменным (в данном случае весьма обширным) торгом. Ведь сюда со всех концов России ехали и шли в течении веков тысячи и тысячи людей. Помимо того, через монастырь на Ярославль, Вологду и Архангельск пролегал великий торговый путь. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Сергиев посад сделался крупным торговым центром, а в окрестных деревнях и сёлах, в том числе и Хотьково, стало изготавливаться множество различных художественных изделий. Ведь из богомолья лестно было принести в свой приходской храм шитую пелену, или подвесной плат, взрослым – просфору или узорный пряник, а детям – игрушку.

Вот эти-то и многие другие изделия стали изготавливаться в окрестностях знаменитого монастыря. Одно перечисление промыслов, существовавших в с XIV века и возникших позже, займет немало времени. Это: книгописное дело, игрушечный промысел, литейное и деревообрабатывающие ремёсла.

В слободе проживали серебряники, иконники, крестечники, мастера по украшению ковшов, братин и блюд, лошкари, колоколенные мастера, плотники, бондари, сапожники. Возникали и развивались трикотажный, кожевенный, текстильный, слесарный, пекарный, тележный, колёсный, корзиночный, золотошвейный и многие другие промыслы.

Большую роль в жизни края играла близость к большой московской дороге, за монастырём бравшей два направления – на Углич и на Ярославль, а также положение на перепутье между монастырём и Дмитровом. Дмитров был не только для Москвы, но и для Троицы ближайшей речной пристанью, через которую можно было попасть в верхнюю Волгу и дальше вплоть до Астрахани и Архангельска и связывавшей монастырь с самыми дальними его вотчинами. Благодаря указанным условиям крестьяне Хотьковского края исстари прирабатывали извозом, пока Пётр не перевёл всю заморскую торговлю в новый порт Санкт-Петербург, изменив положение хотьковцев к худшему.

Развитие фабрично-заводской промышленности , начавшееся в России в середине XVIII века, отразилось и на Хотьковском крае. Существовали более или менее продолжительно такие промышленные предприятия:
1.Фарфорофаянсовая фабрика при селе Горбуново дворянина А.Г.Попова. Поповский фарфор был очень высокого качества и ценится до сих пор чрезвычайно дорого.
2.Шерстяная фабрика при деревне Репихово, основанная купцом Гуттом и перешедшая к Шатровым.
3.Бумагопрядильная фабрика при селе Жучки, основанная Н.А.Майковой.
4.Щёлковая фабрика при деревне Золотилово, основанная купчихой Беляниной.
5.Миткалевая фабрика при деревне Кудрино – Канторина.
6.В Жучках – лесопильный завод.

С отменой крепостного права появляются дополнительные заводы и фабрики, а прежние меняют и хозяев, и направление. В 1910-11г.г. в километре от Хотьково был построен меднолитейный и металлопрокатный завод Шапошникова, на котором изготавливали самовары, протягивали латунную проволоку. В Митино работал терракотовый завод по изготовлению декоративных ваз и блюд Дунаева. В Комякино – кирпичный завод Финогенова. В 10-15 км от Хотьково находились: Прокшинская красильная фабрика, Голыгинская фабрика искусственного барашка и стекольный завод.

Примером того, как было организовано производство на этих предприятиях, может служить шелкоткацкая фабрика братьев Зайцевых, основанная в 1870-75г.г. На фабрике работало 200-250 человек, кроме того 50-80 «мастерков –надомников», живших в деревнях. Они, в свою очередь, раздавали работу своим подмастерьям. Их труд носил сезонный характер, так как основным видом деятельности для них было сельское хозяйство.

Таким образом, сельское хозяйство являлось основным занятием населения края. Занятие части населения кустарным промыслом не порывало их с трудом на земле.

Отдельно большую долю экономики края оставляли столярное ремесло, пильщики, добыча валунного камня и извоз.

О художественных промыслах будет отдельный разговор.

Хотьковская волость не являлась чисто земледельческой, в ней было развито много промыслов, играющих большую роль в экономике крестьянского хозяйства.

А теперь строки, ради которых писалась эта статья, мною, архитектором-градостроителем, чтобы подвести выше написанное к профессиональному взгляду.

Утверждаем, что дело служения Богу, начатое на Радонежской земле преподобным Сергием, живёт в проявлениях жизнедеятельности всего района. Если в советские годы наличие Троице-Сергиевой лавры не было принято относить к градообразующим элементам города Загорск (так назывался Сергиев посад в советские годы), то лихие 90-е и маловразумительные 10-е годы (наличие паломнического потока к лавре) — указали на ошибочность этого представления. После развала и закрытия большинства производств в городе его жизнь полностью сконцентрировалась вокруг лавры.

В Сергиевом Посаде – Троице-Сергиева лавра — крупнейший и основной градообразующий фактор, как и все прежние 700 лет!

Вехи развития Радонежской земли

До XII столетия местность, занятая Хотьковским районом, была почти безлюдна. Это был ареал расселения финских племён. Только с середины XII века появились славянские поселенцы, выходцы с Киевской Руси, проникавшие по речным путям: Оке – Клязьме – Воре.

Следующая волна колонизации русскими пошла в XIV столетии, когда татары, заняв среднюю Волгу, стали громить густонаселённые Ростово-Суздальские земли, и народ побежал от такого соседства под защиту поднимавшейся Москвы и дальше в сторону Твери.

Тогда на реке Паже, на месте городища, существовавшего здесь с начала нашей эры, возник Радонеж – центр небольшого удельного княжества, а также как торговый центр. В 1456 году Радонеж перестал быть самостоятельным уделом, войдя в состав Великого Московского княжества.

Для Хотьковского края близость к Троцкому монастырю имела огромное значение. Торг под Троицей давал возможность сбывать излишки крестьянского хозяйства.

В начале XVII века эту местность захватили польско-литовские интервенты. Они разорили Радонеж, разграбили и разрушили Хотьковский монастырь. Однако из-за близости к Троице-Сергиеву монастырю, перенесшему осаду и отразившему врага, Хотьковский женский монастырь был восстановлен.

Московские цари часто посещали Троицу, более других Алексей Михайлович. Вдоль Троицкой дороги строятся путевые дворцы в Рахманово, в Софрино, в Воздвиженском.

Хотьковскому монастырю в округе принадлежали деревни: Комякино, Машино, Морозово, Филимоново, Матрёнки, Гаврилково и другие. Одни деревни работали на монастырь, другие платили оброк.

В 1764 году все монастырские деревни были отобраны в казну. В том же году Покров монастырь был отделён от Троице-Сергиевой лавры и переведён в разряд третьеклассных.

Хотьково в давние времена было местом, куда, свернув с Ярославской дороги, заходили паломники, шедшие к Троице. В Троице-Сергиев монастырь, как к главной святыне России шли, а не ехали.

В Хотьковском женском монастыре, со времён Петра I, пригласившего сюда голландских мастеров для обучения монахинь, организуется прядение особо тонких нитей, изготовление лучших по качеству холстов, плетение кружев, а потом золотошвейное дело.

При Екатерине II, после указа о вольности дворянства, многочисленные вотчинники переезжают в свои подмосковные поместья. Самыми известными из них в Хотьковском районе являются: Ахтырка, Мураново, около сельца Жучки – имение Майкова и знаменитое Абрамцево.

В 1939 году населенный пункт Хотьково был преобразован в рабочий посёлок, а в 1949 году в город районного подчинения.

Начинаем серию статей, посвященных преподобному Сергию Радонежскому, с Покровского Хотькова женского монастыря

Добраться до Хотькова монастыря можно по Ярославскому направлению железной дороги до станции Хотьково. При подъезде к станции справа открывается вид на монастырь.

IMG_5857

От станции 10 минут пешком до монастырских Святых ворот.

Основание монастыря Покрова «что на Хотькове» относится по легенде к 1308г. В житии преподобного Сергия Радонежского рассказывается, что он и его брат Стефан постриглись в монахи «у Покрова». Здесь же в монастыре расположена гробница Кирилла и Марии, их родителей, принявших здесь монашество.

До 1509 года монастырь был смешанным, далее женским. Собственно почитание, обращение и моление к святому Сергию Радонежскому начинается отсюда, с почитания и поминовения его родителей.

Покровский Хотьков монастырь старше Троице-Сергиевой лавры. Однако, после возвышения последней, при Иване Грозном, Хотьков монастырь был отдан в управление Троице-Сергиевому монастырю.

В настоящее время Покровский Хотьков монастырь, после гонений 30-х годов, снова принадлежит Русской Православной церкви и, как прежде, это женский монастырь.

Монастырь имеет простую линейную планировочную структуру, по оси север-юг, однако расположен на сильно пересечённом рельефе. Эти два фактора накладывают свой отпечаток на художественное восприятие ансамбля.

Ансамбль начинается на севере наверху Святыми воротами с надвратной церковью Рождества Иоанна Предтечи, а завершается на юге внизу Водяными воротами с надвратной церковью Митрофания Воронежского.

IMG_5880

IMG_6052

IMG_5881

Спускаясь вниз, по левую руку, последовательно, будут расположены: больница, дом настоятельницы, общежительный корпус и гостиница. За этими сооружениями, ниже по рельефу, система хозяйственных построек.

По правую руку, тоже последовательно: рукодельный корпус, трапезный корпус, собор Николая Чудотворца с мощами родителей преподобного Сергия, собор Покрова Богородицы. За соборами невысокая монастырская стена с открывающимся видом на долину реки Пажа.

Одинаково интересно наблюдать развитие композиции ансамбля как спускаясь, так и поднимаясь.

С противоположного берега реки Пажа открывается вид — панорама на монастырь.

Отдельно о южном входе. Со стороны города к Водяным воротам примыкают с двух сторон богадельни с башнями, а перед ними скульптуры охраняющих вход львов. Южный вход является парадным представительным входом. Здесь протекает речка Пажа. Работы по благоустройству реки проведены, и комфортно прогуляться по долине реки, под стенами монастыря.

IMG_6059

IMG_6057

IMG_6055

Измайлово

Первое путешествие в сайте будет проходить по моей малой Родине, по Измайлово. Здесь прошла вся жизнь и невольно гордишься теми событиями, которые здесь происходили в старину, будто сам принимал в них участие, будто это твоя причастность к ним.

Кроме того что сегодня здесь проживает много народу, здесь же много мест, где можно прекрасно отдохнуть и провести с интересом свободное время.

Во-первых: Измайлово, один из крупнейших парков Европы с замечательным лесным массивом, долинами речки Серебрянки и многочисленными прудами.

Во-вторых: это парк культуры и отдыха с аттракционами, спортивными площадками, эстрадами, историческими местами, с мемориалом.

В-третьих: здесь же расположены уникальные памятники истории и архитектуры, связанные со славными страницами нашего прошлого.

В-четвёртых: здесь расположен вернисаж – «блошиный рынок», уникальная достопримечательность Москвы.

Поход начнём по историческому ядру.
Добраться сюда легче всего метрополитеном до станции «Партизанская». От выхода из метро – налево, вдоль гостиничного комплекса «Измайлово». Далее, от бульвара, ведущего к вернисажу, направо дорожка к «Горбатому мосту», с которого налево открывается вид на сооружения вернисажа в псевдорусском стиле.

Прямо и направо начинается историческая территория острова посреди Серебряно-Виноградного пруда, наполненного водами речки Серебрянки.

IMG_5606

На тему исторического обзора можно написать не одну диссертацию. Мы ограничимся лишь некоторыми сведениями, позволяющими составить общее представление без специального изучения.

Впервые эта территория упоминается во второй половине XVI века и это упоминание связано с тем, что Иван Грозный пожертвовал село Измайлово воеводе Никите Романовичу Юрьеву, деду будущего первого царя из династии Романовых – Михаилу. Совсем не случайно, что царственные особы: и Алексей Михайлович, и Пётр I, и вдова брата Петра I – Ивана Алексеевича – царица Прасковья Фёдоровна с дочерьми, и уже в качестве императрицы Анна Иоановна, и Пётр II – не только бывали в Измайлово, но и продолжительно там жили.

В их времена хозяйственная направленность села менялась от охоты и звериных «лов» к звериным «состязаниям», что прослеживается в названиях улиц. В дальнейшем преобразовавшись в «птичью потеху», в соколиную охоту.

Далее хозяйственная деятельность преобразовывалась в создание чисто хозяйственной усадьбы. Причём, в Измайлово были проведены эксперименты нового социально-экономического развития России, а именно: посадки хлеба, льна, хлопчатника; огороды, тутовые деревья, сады и теплицы с огурцами, кизилом, дынями, арбузами, виноградом, финиками, грецким орехом; промышленные предприятия: стекольный завод, льняная мануфактура.

В 1722г. Екатерина Ивановна, дочь царя Иоанна Алексеевича, организовала домашний театр.
Именно в это время был построен «Государев двор» с Покровским собором и Мостовой башней.

Сходя с «Горбатого моста» и направо, мы проходим все эти строения. Только первоначально это были деревянные царские хоромы, приблизительно каким был дворец в усадьбе Коломенское, а мы видим последующие воплощения, каменные сооружения.

Измайлово становится царской резиденцией. На этот период его существования приходится пребывание в ней и взросление Петра I, в память об этом скульптура Л.Кербеля. Здесь юный Пётр спустил на воды Серебряно-Виноградного пруда свой ботик, от которого и пошёл русский флот. Отсюда он набрал потешные полки из соседних сёл Преображенского и Семёновского, ставшие потом гвардейскими и самыми элитными полками России.

IMG_5673

Представленный сегодня в кирпичном исполнении «Государев двор»,- это уже результат деятельности следующей эпохи.

После окончания Отечественной войны 1812г. Измайловский остров «возродился» новыми постройками в новом стиле. Здесь было решено создать богадельню для инвалидов войны. Поручено было это будущему автору Храма Христа Спасителя и Большого Кремлёвского дворца, Константину Тону. Тогда же были отреставрированы: Мостовая башня, Покровский собор, церковь царевича Иоасафа, Передние и Задние ворота.

IMG_5619

IMG_5628

После Великой Октябрьской революции, в 1926г., на остове был устроен рабочий городок под названием городок имени Баумана. Это была апробация будущих рабочих посёлков с полным набором объектов соцкультбыта для новой жизни.

С 1970 года на острове: в цейхгаузах, доме чиновников, бане богадельни, прачечной богадельни, сушильне богадельни, леднике — разместилась Всероссийская специальная научно-реставрационная производственная мастерская Министерства культуры РСФСР. Ныне она функционирует под названием «Спецпроектреставрация».

Территория острова не так велика, чтобы описывать маршруты знакомства и обозрения; тем не менее, хватает занимательности, чтобы провести целиком выходной день. Пришедший сам может определить порядок просмотра достопримечательностей. Пожелание,- оно же напоминание для любителей фотографирования,- иногда выходить по мостам за пределы острова для разглядывания общего вида архитектурного ансамбля.

IMG_5727

Отдельные памятники интересно фотографировать целиком, причём очень интересны фрагменты и детали.

Нельзя забывать о постоянно действующих выставках. В прачечной богадельни выставка, посвящённая истории острова с макетом ансамбля в исторической ретроспективе. В Мостовой башне выставки исторического и современного изразца.

IMG_5647

IMG_5641

IMG_5640

IMG_5708

IMG_5703

IMG_5723

Коммерческое предложение реализации программы качественного и дешёвого жилья в индивидуальном домостроении

(в 2001г. производились экономические расчёты, за 13 лет цены поменялись, по этим причинам они не выставляются, но подход, гарантирующий высокую рентабельность, не поменялся)

Идея, в первую очередь коммерческая, создания строительной системы возведения разнообразных в архитектурном выражении домов, базируется на использовании безавтоклавных ячеистых бетонов плотностью 600 кг/куб. м (конструктивно-изоляционный) с наружным защитным декоративным слоем (офактуривание) в стеновых конструкциях. Ячеистый бетон (пенобетон) имеет всего два недостатка: гигроскопичность и отсутствие декоративной составляющей. Эти недостатки-препятствия устраняются процессом офактуривания. По различным источникам строительной информации стоимость стен зданий составляет 40-45% от себестоимости дома, в нашем предложении понижается стоимость именно этой доминирующей составляющей до 17-20%.
Материальная реализация идеи осуществляется в два этапа:
1 этап – изготовление элементов стеновой конструкции в заводских условиях на стенде (минимальная площадь заводского производства – 180 кв.м),
2 этап – сборка на строительной площадке без привлечения средств механизации по прилагаемым чертежам (население собственноручно в состоянии собрать дом).

Объёмы финансирования реализации программы:
— единоразовые затраты на разработку проектно-сметной документации нескольких типов домов (разной суммарной общей площади);
— единовременные затраты на начальный этап производства по приобретению необходимого производственного оборудования;
— затраты на аренду производственных помещений или на земельный участок с последующим возведением производственных помещений;
— эксплуатационные затраты;
— финансовые траты на этапе строительства осуществляет потребитель (застройщик).

Комплектация дома другими частями здания:
перечень с взаимозаменяемостью конструкций и изделий определяется проектом, комплектацию дома застройщик выбирает и контролирует сам; гарантии внешнего вида и эстетических достоинств, а так же качества предоставляет предприятие изготовитель совместно с разработчиками проекта.

Почему жилые дома, изготовленные указанным образом, будут иметь спрос:
— дом добротный, крепкий «на века», что соответствует национальному восприятию русского человека;
— дом тёплый;
— дом простой по конструктивным узлам и по объёмно-пространственному восприятию;
— дом красивый; использование стиля «классицизм» в сознании народа ассоциируется с надёжностью, с традициями;
— дом дешевый, стоимость стен дома в 120 кв.м общей площади не будет превышать стоимость «Жигулей», т.е. финансовые условия для населения подъёмные и за 3-4 сезона возможно полное осуществление строительства для населения со средним уровнем достатка;
— психологический и эстетический «противовес» тому строительному безобразию, что творится вокруг крупных городов, качество изделий гарантируется заводским изготовлением;
— фасады домов в пределах одного проекта можно свободно видоизменять по форме изделий, цвету и фактуре;
— из одного набора конструктивных стеновых элементов набираются разные дома (принцип конструктора «Lego»);
— не надо заниматься фасадными отделочными работами, т.к. они уже выполнены в заводских условиях;
— частному потребителю не надо платить за строительные работы, он в состоянии сам, вручную выполнить сборку по предлагаемому проекту;
— пенобетон – чистый материал, по своим экологическим качествам ближе всех находится к дереву;
— можно не дом (заводские изделия) доставлять к потребителю, а производство к потребителю (оборудование дёшево, малогабаритно и свободно перемещаемо, а в летних условиях допустимо производить изделия под обычным навесом);
— под минимальный шаг строительства 310кв.м/месяц, оборудование грузится на одну бортовую машину.

Иллюстрации демонстрируют стиль, характер направление архитектурного решения, а также возможности варьирования решений плоскости фасадов.

16 октября 2014г.
Вячеслав Гузиков

1

4

Есть способ строить дешевое жильё вопреки политики управленцев

(один из методов борьбы за понижение стоимости строительства в современных условиях)

Вот уже двадцать лет, как стоит вопрос «о наружных ограждающих конструкциях». Для непрофессионалов – о стенах. Обращаем внимание, что в смете на строительство, в советский период, стены составляли 40-45% от общей себестоимости строительства, то есть стоимость стен была одной из главных финансовых составляющих строительства.

Природа вопроса. Он появился в результате изменения нормативов по теплозащитным свойствам, предъявляемыми к помещениям. Теплозащитные свойства самих строительных материалов не поменялись (не хватало ещё того, чтобы начали менять законы физики). Указывают ли эти изменения на факт того, что в советский период нормативы были неверны? (Разве мы мёрзли?)

Ответ прост. После 1991 года к власти пришли олигархи, захватившие природные ресурсы, в том числе газ и нефть. Мало того, что общенародное достояние они используют в целях личного обогащения, им стало ещё хуже — мало. Они взвесили, что слишком много газа в стране уходит на отопление жилища. Газ-то их. Стало быть, следует увеличить ещё объём его продажи и по возможности поднять на него, внутри страны, цены; а вы говорите — Украина.

Задумывалось это осуществление в два этапа.
Этап первый. Изменение нормативов (ужесточение) на теплопроводность наружных ограждающих конструкций, чтобы газа потребляли больше при существующих стенах, что и было достигнуто. Хотя на теплостанциях газ не стали жечь больше – жалоб не было, стены апробированы десятками лет.

Этап второй. Ввести паспортизацию наружных ограждающих конструкций по теплопроводности, чтобы учитывать и контролировать «транжириемый» населением «их» газ, а за «неэффективные», в теплозащитном смысле стены, взимать с нас для них налог. Эта работа по стране начиналась, но оказалась брошенной на полпути: причины неизвестны. Возможно, обычная безалаберность (многое что начинается — потом бросается), но, скорее всего, была дана отмашка – остановиться по причине возможного народного возмущения. Это то, что сейчас с другой стороны вылезло в проблему ЖКХ.

Почему-то в советские годы никто не жаловался на холод в доме. Сейчас, когда после 1991 года разведаны дополнительные месторождения газа и добывать стали больше, в «государстве» обеспокоились расходом газа. Десятилетиями выстроенная техническая политика в строительстве была упразднена в угоду Газпрому: ведь надо же кормить питерский «Зенит». За эти двадцать лет «государство» не смогло предложить иного своего технического решения «по ограничению потребления газа» кроме как дополнительного утепления существующих стен. Решение «вымученное», как альтернатива мероприятий, препятствующая повышенному расходу газа, который в итоге в большем количестве не расходуется. Как-то позабыли, что до введения изменений стены успешно выполняли свои функции до 1991 года.

Строительные фирмы – каждая — разрабатывает свой конструктивный вариант технического решения, что составляет их конфидициальную информацию. Простое увеличение толщины стены не проходит, так как увеличивать толщину стен проходилось бы до 1,5 метров кирпича (это сравните с прежними 510 мм).

Обратите внимание на отсутствие общего глобального подхода к вопросу, а его и быть не может. Не может быть от того, что все фирменные решения базируются не на логике решения «вымученного» вопроса, а на возможности какой материал и почем достать на рынке строительных материалов. Оттого стены стали композитными, т.е. состоять из нескольких слоёв, в том числе эффективного утеплителя (у каждой фирмы свой вариант). Эта акция – изменение нормативов по теплозащитным нормативам при эксплуатации помещений – не разумная экономика строительного процесса, а барышничество на высоком уровне с использованием государственных рычагов по приспособлению строительного процесса для обогащения газовых монополий.

Это всё политика и не особо интересно для профессионалов. Однако приходится этим заниматься, потому что вопрос строительный, а зародился в среде дилетантов-управленцев, и с этим приходится считаться.
Наконец, с удовольствием, переходим в профессию.

У стены есть такое качество, как массивность. Раньше была стена из обычного кирпича, держала она тепло по тогдашним нормативам, держала физическую нагрузку, но и держала время — срок эксплуатации, за счёт крепости массы однородного, одинакового материала — называемого «массивность» (до 1991г. – кирпичная кладка).

Теперь стены композитные (составные): тепло держат по новым нормативам, нагрузку тоже держат, что подтверждено расчётами, а вот время не держат. Сроки эксплуатации таких зданий пока не велики, опыт не наработан, что будет хотя бы через 40-50 лет?

Приведу пример. В качестве дешёвого утеплителя используют гранулированный пенопласт. Циклов через 50 (один цикл — это один переход через нулевую отметку шкалы термометра и обратно) пенопласт начнёт крошиться, то есть оседать внутри конструкции стены. Это приведёт к тому, что будут промерзать верхние участки стен. 50 циклов в условиях Подмосковья стена наберёт за 2 года.

Другой пример. Вариант композитных стен, навесные вентилируемые стены. К стене, имеющей необходимый расчёт по теплопроводности и нагрузкам, но не имеющей декоративной составляющей: крепятся красивые, декоративные навесные вентилируемые стены. Крепёж производится на специальные для этой цели металлические направляющие, а между собственно стеной и декоративной её частью образуется воздушный зазор, дескать «для вентиляции», в котором успешно живут и развиваются грибки, плесени и бактерии. Таковых санитарных проблем до 1991 года не было.

Здесь описан далеко не весь негатив. Однако нормы для строителей — закон. Можно ли в этих условиях дать не только техническое, но и архитектурное решение?

Жизнь устроена таким образом, что действенные разумные решения появляются в безвыходной ситуации и всегда преобразуют недостаток в преимущество. Так вот решение нашёл, да не тут-то было, напоролся на следующую несуразицу.

Ещё в 2001 году автор занялся этим вопросом, «а воз и ныне там». Многочисленные попытки контактов со строительными фирмами, службами заказчика и инвесторами не привели к положительному результату. В личных беседах с друзьями и коллегами было указано, что при сложившихся условиях в нашей стране, нужно не как дешевле, а как дороже. Не только в строительстве присутствует система «откатов». Чем дороже строительство – тем крупнее «откат», тем выгоднее всем кто участвует в процессах разрешения, утверждения, согласования и снабжения.

Производство работ находится в стороне от «откатов». «Откат» движет строительством, а не профессиональная деятельность. Это одна из «благородных» причин организации конкурсов на понижение стоимости: и проектирования и строительства. Конкурсы ввели, работа проектировщиков обесценилась, а «откаты» не уменьшились. Прошу прощения: опять съехал на политику. Решение нашёл, по преодолению изменений нормативов по теплоснабжению, но наткнулся на следующее, организационное, связанное с «невыгодностью» качественного дешёвого строительства.

Автор статьи имеет собственное предложение, разработанное в 2001 году, не потерявшее актуальность по сей день. Предложение разработано для малоэтажного жилищного строительства, но возможно применение и в многоэтажном строительстве. В малоэтажном строительстве вначале проще и легче обкатать идею и технологию.

Это предложение будет выставлено вскоре вслед этой статьи.

14 октября 2014 г. Вячеслав Гузиков

Традиционные русские села в Московской области

Кто из нас не бывал в деревне? В русской деревне.Всё вроде бы ясно, известно и понятно. О чём писать? Тем не менее, остановимся на этой теме.

Откуда пошло название «деревня»? От деревьев, которые окружали это поселение. Однако есть ещё одно название: село. Село — это особая деревня, в которой когда-то поселился (сел) князь. Это историческое разделение, а последние 200-300 лет село — это поселение, в котором стоит церковь. В советский период село от деревни отличало наличие школы.

Проезжая сёла и деревни или находясь там, этому отличию не уделяем внимание, его не замечаем: тому есть причина.

Изначально деревни организовывались слободами,сёла тоже, но всегда была центральная площадь. В селе эта центральная площадь с храмом и прудом перед ним. Мы же повсеместно наблюдаем другое: линейная, строчная застройка избами – нам все деревни одинаковы, отличия мы не видим.

Автор статьи приводит как пример два села в Московской области, где старые архитектурно-планировочные приёмы сохранились. Первое: село Раменье в Шаховском районе. Второе: село Ахтырка в Сергиево-Посадском районе. И там и там имеется площадь с храмом; в Раменье сохранился пруд, а в Ахтырке нет — от того, что его никогда там и не было. Зачем пруд, если рядом протекает речка Воря.

Побывайте в этих сёлах. Гарантирую: они останутся в Вашей памяти. Вопрос — почему автор статьи говорит только о двух сёлах? Ответ: раньше все сёла имели такую же пространственную организацию, олицетворяющую внутренний крестьянский мир, его общину, его центр. Во время Пугачёвского восстания этот крестьянский мир, находящийся вне чиновнического охвата, примкнул к восставшим. Война Пугачёвым была проиграна, а крестьянский мир остался.

Царское правительство понимает, что прежнее выражение крестьянского мира оставлять нельзя, и Аракчеев, как исполнитель правительственного волеизъявления, проделал большую и кропотливую работу по изменению формы крестьянского проживания. Он ввёл армейскую линейную застройку. Поселения оставил, преобразовав, но площадь, как центр крестьянского мира, упразднил. Не стало физического места и идеологического символа, где бы могли крестьяне собираться. Это одна из главных причин, по которой крестьянский мир развалился.

Статья преследует два смысла. Один – показать национальную гордость, выраженную в наличии большого внутреннего мира русского крестьянства, с которым администрация боролась архитектурно-планировочными средствами. Второй – такой планировочный приём взять за основу (как апробированный временем и на русской земле) для возрождения национальной не только архитектуры, а создания социального единства, без которого не только социальные вопросы села, но и сельскохозяйственное производство не поднимешь. Потому как архитектура является материализированной идеологией.

Когда Вы будете любоваться этими площадями, Вам захочется их сфотографировать – и ничего не получится. Пространственная среда русской архитектуры не помещается в объектив, даже самый широкий. Это по Европе можно ездить и фрагментарно фотографировать, и всё получится. В России всё по-другому: широта охвата не только в душе. Отсутствие дефицита земли отразилось в планировочных решениях, плюс национальное мировоззрение. Красоту и величие русского зодчества следует смотреть не панорамно, а стереоскопически.

Попытки передать восторг площади в Ахтырке — вот, пожалуйста, а очарование площади в Раменье пусть будет для Вас интригой и поводом туда добраться.

IMG_5918

IMG_5908

Архитектура и дизайн или когда заказчик переквалифицируется в Заказчика!

С уважением Ашоту Джеймсовичу! В развитие начавшегося диалога.

Не согласен. Не согласен не из-за упрямства, не согласен по убеждению. Архитектура и дизайн суть антагонисты. Антагонисты по морали.

Объяснюсь на примере. Модные высокие чайники в конечном итоге выходят из моды. Качество товара не успело испортиться. Отсутствуют сколы и царапины. Под новые модные тенденции дизайнер разрабатывает чайник распластанной формы. Сменится мода на распластанный чайник, черёд придёт кубическим формам и т.д. Задача дизайнера: «заставить звенеть кассу». Не важно, что хозяйственно эксплуатировать можно прежний вариант, но не прилично: надо старый выбросить и купить новый. Так модно.

Архитектура выражается стилем, в том числе интерьера и его деталей (посуды). Чайник может быть в стиле ампир, барокко, гжели, конструктивизма. Мода на такой чайник не пройдёт. В семьях по наследству передаётся «классическая посуда». Она не предназначена под выброс. Она предназначена под выставку в буфете. Она элемент архитектуры интерьера. Архитектура — вечна.

Вот оно — противопоставление архитектуры и дизайна, вечного и сиюминутного: хотя видимость творческой работы специалиста (архитектора или дизайнера) и методология создания произведения — схожи. Разная идеология.

Финский дизайнер Эеро Арнио создал кресло-шар (Ball Chair). Два взгляда на произведение. Первый: кресло вращается вокруг своей оси, обеспечивая человеку возможность обозревать окружающее его пространство и не чувствовать себя изолированно от внешнего пространства. Второй: имеется возможность уединиться внутри кресла, для отдыха и телефонного разговора. Профессионализм дизайнера двуличен. В этой двуличности качество видеть окружающее пространство соотносится с архитектурой, с вечным. Это лишь подчёркивает зависимость дизайнера от архитектуры. Это показывает ему место дизайна внутри архитектуры.
2[1]

Дизайн, как цветы в вазе. Ваза выполнена в определённом стиле, но в неё можно поставить гладиолусы, а можно ромашки. Всегда ли будет красиво? Разным вазам, в соответствующем интерьере не все цветы подходят. В барочной комнате, на барочном столе вряд ли будет уместен кубистический чайник. Дизайн имеет стремление оторваться от архитектуры. А раз он не может оторваться окончательно, тогда начинает архитектуру «корёжить» в дизайн. В этом случае любая дизайнерская поделка впишется в «архитектурную поделку». Рубеж перехода от архитектуры к дизайнерской постройке это: быстровозводимые конструкции, сэндвичпанели, бесфундаментные сооружения, элементы электроотопления – отказ от монументальности и массивности и ориентирование на временность.

Как же сегодня разобраться в архитектуре и дизайне; что, где и как должно быть и «откуда растут ноги» этих событий.

Существует постулат: «Каждому талантливому архитектору – талантливого Заказчика». Архитекторы есть, нет Заказчиков с большой буквы. Особенности сегодняшнего заказчика заключаются в том, что чаще всего он «дилетант на деньгах». Алгоритм его понимания таков: проект должен быть, согласовывается не архитектурно-планировочное решение, а бюрократический процесс.

Требования к фасадам – конгломерат всего и ничего, далее технология — «а что бы было «красиво»» — уже потом пригласим дизайнеров для «красивого».

Азы подхода к проектированию: польза, прочность, красота при минимуме средств – не для него; он не понимает процесс комплексно, архитектурно; он понимает процесс дискретно по дизайнерски. Те умеют поэтапно «заставить звенеть кассу» — отлично, это соответствует пониманию заказчика, он понимает что всё стоит денег, но умеет он лишь поэтапно платить «в эту кассу» и самое главное он сможет объяснить любой расход средств таким же, как он сам. Архитектор нужен ему лишь как специалист для выдачи задания смежникам. Поэтому, пока заказчики не Заказчики, пока заказчики – лишь финансовые мешки: архитектуры не будет, будет дизайн.

Демаркация между архитектурой и дизайном сегодня проходит через финансовый мешок заказчика. Демаркация между архитектурой и дизайном «в хорошем обществе» пройдет через талант Заказчика.

14 мая 2013г.
Вячеслав Гузиков