Традиционные русские села в Московской области

Кто из нас не бывал в деревне? В русской деревне.Всё вроде бы ясно, известно и понятно. О чём писать? Тем не менее, остановимся на этой теме.

Откуда пошло название «деревня»? От деревьев, которые окружали это поселение. Однако есть ещё одно название: село. Село — это особая деревня, в которой когда-то поселился (сел) князь. Это историческое разделение, а последние 200-300 лет село — это поселение, в котором стоит церковь. В советский период село от деревни отличало наличие школы.

Проезжая сёла и деревни или находясь там, этому отличию не уделяем внимание, его не замечаем: тому есть причина.

Изначально деревни организовывались слободами,сёла тоже, но всегда была центральная площадь. В селе эта центральная площадь с храмом и прудом перед ним. Мы же повсеместно наблюдаем другое: линейная, строчная застройка избами – нам все деревни одинаковы, отличия мы не видим.

Автор статьи приводит как пример два села в Московской области, где старые архитектурно-планировочные приёмы сохранились. Первое: село Раменье в Шаховском районе. Второе: село Ахтырка в Сергиево-Посадском районе. И там и там имеется площадь с храмом; в Раменье сохранился пруд, а в Ахтырке нет — от того, что его никогда там и не было. Зачем пруд, если рядом протекает речка Воря.

Побывайте в этих сёлах. Гарантирую: они останутся в Вашей памяти. Вопрос — почему автор статьи говорит только о двух сёлах? Ответ: раньше все сёла имели такую же пространственную организацию, олицетворяющую внутренний крестьянский мир, его общину, его центр. Во время Пугачёвского восстания этот крестьянский мир, находящийся вне чиновнического охвата, примкнул к восставшим. Война Пугачёвым была проиграна, а крестьянский мир остался.

Царское правительство понимает, что прежнее выражение крестьянского мира оставлять нельзя, и Аракчеев, как исполнитель правительственного волеизъявления, проделал большую и кропотливую работу по изменению формы крестьянского проживания. Он ввёл армейскую линейную застройку. Поселения оставил, преобразовав, но площадь, как центр крестьянского мира, упразднил. Не стало физического места и идеологического символа, где бы могли крестьяне собираться. Это одна из главных причин, по которой крестьянский мир развалился.

Статья преследует два смысла. Один – показать национальную гордость, выраженную в наличии большого внутреннего мира русского крестьянства, с которым администрация боролась архитектурно-планировочными средствами. Второй – такой планировочный приём взять за основу (как апробированный временем и на русской земле) для возрождения национальной не только архитектуры, а создания социального единства, без которого не только социальные вопросы села, но и сельскохозяйственное производство не поднимешь. Потому как архитектура является материализированной идеологией.

Когда Вы будете любоваться этими площадями, Вам захочется их сфотографировать – и ничего не получится. Пространственная среда русской архитектуры не помещается в объектив, даже самый широкий. Это по Европе можно ездить и фрагментарно фотографировать, и всё получится. В России всё по-другому: широта охвата не только в душе. Отсутствие дефицита земли отразилось в планировочных решениях, плюс национальное мировоззрение. Красоту и величие русского зодчества следует смотреть не панорамно, а стереоскопически.

Попытки передать восторг площади в Ахтырке — вот, пожалуйста, а очарование площади в Раменье пусть будет для Вас интригой и поводом туда добраться.

IMG_5918

IMG_5908

Традиционные русские села в Московской области: Один комментарий

Добавить комментарий для Алиса Д. Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *