Исключительное право государства распоряжаться природными ресурсами. Однако этого мало: государство должно преумножать свои ресурсы.

—————————————————————————

«Градостроительная деятельность направлена на рациональное градостроительное освоение территории, принципом которого является максимальная эффективность использования территориальных ресурсов.»
«Основой реализации градостроительных объектов является общенародная собственность на землю и плановое осуществление всех градостроительных мероприятий.»
Основы теории градостроительства. Москва Стройиздат 1986г.

(Задача: тезисы подвести к конкретным поступкам по реализации политической воли движения. Поступки должны сложится в программу. Поступки должны быть много векторными по синхронному достижению разных целей. По этой причине, уже имеющиеся предварительные тезисы не уточняем развёрнутым текстом, а формируем позиции-поступки много векторными предложениями.)

Кроме открытого и обиходного понятия природных ресурсов (нефть, газ, уголь, вода, леса, почвы, рудные и нерудные залежи), которые нужно обогащать или они имеются в природе в готовом виде и к которым достаточно приложить труд по добыче или рачительному использованию, обращаем внимание на второй пласт природных ресурсов, которые до времени не фигурируют в понимании природных ресурсов по различным причинам, эффект от использования которых будет не меньшим. Это те направления деятельности народного хозяйства о которых, в том числе, Президент Путин указал как о прорывах во всех направлениях. Это те направления, которые, которые разрешаются исключительно градостроительной деятельностью. Это такие виды ресурсов, которые можно приумножать. Сегодня они звучат в комплексе: «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации и стратегия пространственного развития России» («О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014г. № 172-ФЗ).

Земля является всеобщим предметом труда и всеобщим средством труда, а земельные запасы России самые обширные. Вопросы территориального планирования градостроительными средствами решают на конкретных местах практические задачи по использованию главного ресурса страны – земли. Это направления по развитию земельного ресурса, которое крайне слабо используется. Вопросы территориального планирования и освоения территорий на порядок важнее по отдельности взятых вопросов развития экономики, производства, технологий. Принципиально указываем на разделение вопросов: развития народного хозяйства и развития экономики — по тому, что на последней зациклились, которую в современности понимают не верно, ложно и незаслуженно превозносят. Экономика призвана обслуживать народное хозяйство, а не требовать развития её самой. Экономика это цифры на бумаге о характере развития народного хозяйства, это показатели, и менять эти показатели цифрами невозможно, а только трудом по преобразованию хозяйства и территорий. Экономика не цель, а средство правильно оценить спрогнозировать и посчитать. Изменение такого понимания даст возможность выпутаться из нежелательной современной финансовой завязки-зависимости от Запада, которая «рождена» у них, там на Западе, что бы Запад «греть» за счёт России. Ресурсы всегда и везде увязаны с землёй, с развитием хозяйства. Прогнозы развития ресурсов и развития народного хозяйства и их воплощения – вот приоритетные цели государства.

В стране наличие большого количества природных ископаемых, большинство которых расположены в стороне от основного каркаса расселения, следовательно, необходимо соединение человеческих и природных ресурсов. Если природных ресурсов у нас предостаточно, если мы имеем внушительный геополитический ресурс в виде господствующего расположения на континенте Евразия, то относительно величины территории государства — у нас мало населения, которое следует взращивать для уравнивания с количеством территории.

Фон рассмотрения проблем: гигантские габариты страны. Большую часть Российских земель занимают неосвоенные территории. Меньшую часть – межселенные территории. Ничтожно малую часть – города и крупные посёлки, в которых проживает более 90% населения. Указанные земли – принципиальные разновидности глобального разграничения особенностей наших территорий. Каждому виду указанных земель должна быть сформулирована своя концепция пространственного развития. Каждому виду указанных земель своя Президентская программа. Конкретные предложения должна содержать глобальная стратегия пространственного развития России и каждая Президентская программа.

I. Развитие традиционных природных ресурсов, недр (предложение).
На начальном пути преобразований следует полностью национализировать все имеющиеся, разрабатываемые и перспективные месторождения. На следующем этапе создавать временные (на конкретный срок и на конкретных условиях) совместные производственные структуры с крупнейшими мировыми разработчиками или потребителями содержания наших недр, имеющие для этого первоначальный капитал и современные технологии. Это не должны быть вечные структуры. В дальнейшем эти временные структуры методично преобразовывать из ресурсных в производственно-отраслевые, с учётом интересов двух сторон. В своём большинстве все крупные месторождения располагаются на неосвоенных территориях — именно там, где наименьшее население. Задача сформировать там такие условия жизнедеятельности за которыми народ потянется, что бы было кем осваивать месторождения и организовывать не вахтовый способ добычи и обработки, а постоянный с учётом соблюдения всех условий нормальной жизнедеятельности.

II. Развитие транспортной инфраструктуры, как перспективный ресурс (предложения).
Решение вопросов транспортной доступности для неосвоенных территорий – это стратегические задачи Российского государства. Решение вопросов транспортной доступности – это увеличение, усиление имеющегося важного ресурса, покоящегося в недрах – это перевод количества российской территории (земли) в её дополнительное качественное наполнение.

Недостатки – удалённость районов — следует обратить в достоинство посредством организации стратегических транспортных путей. По габаритам, геополитически, Россия доминирует на Евразийском континенте. Испокон веков существовали торговые пути между разными странами, которые использовали для этого территорию современной России. Использование (по современному эксплуатация) этих путей сильнейшее направление по наращиванию государственного капитала. Исторические торговые пути: Великий щёлковый путь, путь из Варяг в Греки, путь по Волге из Беармии (Великой Перми) в Персию, Ганзейский союз — обратите внимание, эти все пути использовали территорию исторической России, но в основном пользовались другие, те кто старался не допускать контролировать эти пути Россией. Преимущественно капитал Древнего мира и капитал Средневековья вращались вокруг таких путей. В эпоху географических открытий акцент был перемещён на морские грузоперевозки из Западной Европы вокруг Африки, а потом через Суэцкий канал, в Индию и Китай. Наступило время возвращать все пути на нашу территорию. Сегодня морской путь через Индийский океан из Китая в Европу составляет 28 суток. По нашему Северному морскому пути – 14 суток. Пассажирский поезд по железной дороге из Пекина в Москву — неделя. Дороги сухопутные, морские и речные должны стать господствующей статьёй дохода государства. Иным маршрутом, минуя Россию, удобные и короткие стратегические грузопотоки с востока на запад пройти не могут: столько конфликтов между государствами, столько пробок на границах между ними — грузы стоят. Внутри России таких препонов не будет. Это стратегический ресурс нашего Отечества – пути, дороги, которые надо построить и потом эксплуатировать. Желание Китая восстановить «Великий щёлковый путь» и стремление Казахстана прорыть канал из Каспийского моря в Чёрное море следует использовать как дополнительные возможности решения внутренних задач по наращиванию внутрироссийского ресурса.

Дополнительным видом разрешения этого вопроса является организация сквозного речного пути от морей Атлантического океана к морям Тихого океана. Речной путь с востока на запад будет эффективнее Севморпути. Концепция такого предложения разработана в «Речной Доктрине Российской Федерации» (2015г.) Ю.Крупновым и д.г.н. А.Беляковым. Примечательно, что сегодня в России скорость передвижения грузов по железной дороге до 9 км/час. Эксплуатация речного пути будет не медленнее и значительно дешевле, заодно разгрузим существующую железную дорогу.

При преобладании габарита территории нашей страны, в широтном направлении, а это в основном неосвоенные территории, следует объединять транспортными связями объекты народнохозяйственной деятельности. Построить автомагистраль ЗАПАД-ВОСТОК с социальной и экономической инфраструктурой под условным названием «Главная улица России», проходящей через крупнейшие месторождения сырья с построенными в перспективе на их основе перерабатывающими комбинатами, заканчивающаяся портами на разных океанах, она же – национальная идея. Это стратегическая задача руководства страны, соединить наши территории. Все иные «проговаривания» национальной идеи России вписываются в эту концепцию. Условия развития всех удалённых регионов, в том числе Дальнего Востока, в этой национальной идее.

III. Территориальное планирование. Кадастр как ресурс, но не стяжания (сбора налогов), а созидания.
С Запада это пришло и, к сожалению, привито, что развитием системы расселения, агломерациями и городами занимаются: управленцы, экономисты, политологи, финансисты, все кроме тех, кто действительно это делать умеет и в этом разбирается – архитекторов-градостроителей и урбанистов. Причина одна – эти псевдоспециалисты проводят идею глобализации — чуждую, западную политико-финансовую идею в планировочные решения. Ими созданы и профинансированы структуры: центр стратегических разработок, аналитические и финансовые центры, которые к сожалению поддерживаются Российской академией народного хозяйства и Министерством экономического развития. Предлагаемые ими решения, в которых крутятся очень большие деньги, целенаправленно развивают территории под удобство их контролирования мировыми деньгами, то есть враждебной идеологией – это не симуляция государственной активности, а диверсия. Поэтому мировые и прозападные внутрироссийские структуры сдерживают развитие результативных планировочных идей, которые характерны исключительно для природы России, её территорий, её ресурсов, её климата, природных особенностей и народонаселения.

Последовательное и новаторское использование земельного (территориального) ресурса дают возможность решения многих задач города и деревни, составных частей нашего отечества.

А. Город (предложение). Новые знания ведут к смене подхода обеспечения граждан городов теплом: изменением, развитием и использованием альтернативных источников энергии. В XXI веке ядерная физика совершила качественный скачок от опасных урановых технологий к производству избыточного тепла на основе холодного синтеза. Другими вариантами могут быть геотермальная энергия или термоядерный синтез. Получаемые эффекты от новых подходов: снижение себестоимости теплоносителя, улучшение воздушного бассейна города, сокращение ценных городских территорий задействованные под коммунальные зоны, сокращение протяжённости теплотрасс, уменьшение санитарных зон от энергетических установок и включение новых безвредных технических сооружений в архитектурные ансамбли городов — подводят к пересмотру экономического подхода развития городских земель, формированию новых концепций генеральных планов городов. Именно в среде этих вопросов крутится большинство финансов ЖКХ и перспективного жилищного строительства городов.
Разработку новых генеральных планов всех городов убрать из-под контроля местной власти, оставив за ними рекомендательную составляющую, эту разработку передать в федеральные централизованные структуры (Минстрой). Академии архитектуры совместно с Академией наук разработать комплекс предложений по реструктуризации ценных городских земель для проведения масштабных мероприятий реконструкций селитебных, коммунальных и производственных зон. Такой подход поставит под сомнение проводимую реновацию в Москве (как правило, опыт Москвы позже подхватывает вся Россия), даст рецепты действенного преобразования городов.

Б. Деревня (предложение). Использование и функционирование межселенных (сельскохозяйственных) территорий преобразовывать в новое качество, дающее окончательный эффект качественного изменения жизнедеятельности населения и демографического взрыва рождаемости посредством перехода от сверхприбыльной экономики (навязанная Западом идеология) потребляемой стратегические энергоресурсы к нормальной прибыльной экономики питающейся на возобновляемых источниках энергии.

В чём суть предложения? Демографический прорыв никогда не наступит в городе, а это недостающий России человеческий ресурс. Межселенные территории, по виду деятельности, в первую очередь сельскохозяйственные, а многочисленная семья может функционировать только на селе. Территорий для сельского демографического прорыва – предостаточно. Важно, внутри них, сформировать социально-экономические условия, которые совершаются одним конкретным административно-экономическим поступком: ликвидацией коррупционно-бюрократической составляющей через изменение пользования источников энергии. Коррупция непобедима. Следует бороться не со следствием – коррупцией, а с её причиной – сверхприбылью. Сверхприбыль в России, в первую очередь, в нефтегазовой сфере интересов и энергетике. Через сверхприбыльную энергетику происходит влияние на производственную и рекреационную стороны жизни сверхприбыльными деньгами. Эти условия ликвидировать. В условиях России, предпочтительнее – гидроэнергетика на малых реках (возобновляемый источник энергии). Энергетика, от производимой электроэнергии малых ГЭС, позволит поднять и развить территорию, а малая финансовая прибыль от этих ГЭС уйдет на амортизацию и налог на землю, и ничего не останется на взятки (социально-экономический эффект здесь). Одновременно создаются условия ликвидации давления на местную власть. Эта власть осуществляет свою деятельность без отрыва от производства с обязательным включением инженерно-технических работников, которые зарабатывают на производстве, а во власти лишь создают условия развития и функционирования этих производств (лучшего проявления демократии на местах не придумать). На основе документов территориального планирования Правительство за бюджетные средства строит только: ГЭС на малых реках, локальные электросети, дороги и зернохранилища. Объём финансовых вложений в необходимое строительство крайне мал. Остальное местная власть совместно со слоем мелких предпринимателей. На селе начнёт меняться жизнь. По результату разрешения этого вопроса начнётся: экономически — формирование механизма самофинансирования на местах, развитие местного товарного рынка и оборота товарно-денежной массы на межселенных территориях, стабильность социальных и финансовых отношений внутри района, области, страны; демографически — отток населения из города на село, расширенное воспроизводство существующего населения, перспективная миграция к нам европейского населения. Даже теоритически, по настоящему, другим путём решить продовольственную программу страны нельзя. Новая направленная жизнь создаст увеличенный продовольственный ресурс.

Использование электроэнергии, производимой ГЭС на малых реках, и основанные на них локальные электросети это принципиальное отличие от предложенного варианта по постановлению Правительства РФ от 17.10.2009г. № 823 «О схемах и программах развития электроэнергетики». Требуется дифференцировать территории, планово ограничивая Единую энергетическую систему. Отдельно крупные и средние ГЭС в пределах Единой системы (Единая энергетическая система обеспечивает жизнедеятельность городов, крупных и средних производств), и независимо структуры ГЭС на малых реках. В истории нашего отечества намечались такие успешные примеры: власть Советов и план ГОЭЛРО. Такое хорошее начинание погубило («перебило») дальнейшее строительство, и эксплуатация крупных ГЭС на великих реках (первым был Днепро ГЭС): высокая эффективность, образование сверхприбыли, которая привела к образованию иждивенческих настроений на государственный продукт, отток населения из села в город.

IV. Пересмотр энергетических подходов. Уход от сырьевой экономики. Предложения.
Стратегические запасы нефти, газа, угля и других ресурсов переключить с их сжигания на другой ресурс, на развитие химической промышленности по новым технологиям. Развивая химические технологии и химическую промышленность, производя из них новые материалы и изделия (из наших внутренних ресурсов), производя всю технологическую цепочку внутри страны целиком: выставляем на мировой рынок уникальную продукцию. То же самое совершить в отношении других отраслей народного хозяйства, где возможно задействовать то, что дают нам недра. Возможно другие страны способны аналогичную перспективную продукцию произвести, но у них нет для этого таких природных исходных ресурсов. Этим надо пользоваться.

23 мая 2018 года

Вячеслав Гузиков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>