Проект задания разработки генерального плана Москвы до 2070 года

(определение направлений разработки концепции генерального плана и содержания его разделов).

Условием разработки генерального плана Москвы, кроме его направлений и задач, должны быть простота понимания и универсальный метод реализации этих задач. Метод должен стать «ключом воплощения» всего генерального плана. От применения этого метода начнутся все преобразования в городе. Этот «ключ воплощения» одинаково хорошо должны понимать и профессионалы-градостроители и отдельно каждый москвич. Это должен быть подход, от которого далее начнут развиваться сразу все идеи. Единство этих идей (пусть в разных пропорциях) должно быть читаемо всеми. Вектор преобразований, направленный на окончательный итог, должен выдавать последовательный результат на всех промежуточных стадиях осуществления. Осуществления этих стадий, каждой в отдельности, должны являть собой этапы воплощения общей глобальной задачи.

I. СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ.

За последние 50 лет реальное формирование города и градостроительная документация развивались в направлениях:

— развитие города и решение его проблем в отрыве от решения задач государственного развития России;

— развитие Москвы и Московской агломерации в противоположную сторону от децентрализации: радиально-кольцевая система «душит» город и агломерацию;

— преобладание сиюминутных вопросов над урбанистическими;

— перекос в сторону жилищного строительства, которым наперёд оправдывались, отгораживались от комплексного развития города;

— несоответствие пропускной способности магистралей города наличию личного автомобильного транспорта;

— одностороннее и однотипное, механистическое, количественное развитие транспорта: только метрополитен и наземный традиционный транспорт;

— полное замалчивание состояния инженерной инфраструктуры и её развития;

— решение экологических проблем не стратегически, а местечково;

— отсутствие реальной статистики по демографическому состоянию населения: отдельно москвичи и отдельно приезжие (не всегда постоянный контингент);

— развитие и несоответствие жилого фонда демографическим запросам и градообразующим возможностям;

— изменение существующего баланса градообразующей базы: перекос в сторону увеличения торговой, административной, столичной и образовательной функций, уменьшение количества и численности промышленных и производственных предприятий (промышленность перестала быть в Москве основополагающим градообразующим фактором);

— отсутствие градостроительного понимания и перспектив развития промзон, отсутствие плана промышленного развития у правительства Москвы;

— преобладание низкокачественного жилищного панельного домостроения, которое ставит перед городом систематические задачи его замены, причём в авральном режиме, с цикличной повторяемостью;

— ликвидация открытых пространств-площадей, являющихся не только украшением города, но и местом прогулок, любования городом, а также местом собраний и общения граждан, местом манифестаций — за сравнительно короткое время застроены или заняты автостоянками (уничтожены): Манежная площадь, площади Курского и Киевского вокзалов, площадь перед ЦУМом, Преображенская и Семёновская площади; перестали строить и создавать новые площади;

— отсутствие реализации достижений научно-технического прогресса и развития современных технологий в городском хозяйстве, их оторванность от современных запросов активной жизни населения и развития города с его отставшими (оставшимися) производствами.

Существующая планировочная структура центра Москвы с небольшими изменениями является средневековой.
После пожара 1812 года заново отстроенная Москва не развивалась как столица. В ней отсутствовали здания и сооружения столичной функции, её планировочная структура оставалась патриархальной (все улицы и их габариты остались на своих местах, на местах пожарищ были построены новые здания, но уже в стиле классицизм, но всё равно это не были административные сооружения для правительственной деятельности), пульс эпохи бился в Санкт-Петербурге.

После переноса столицы из Санкт-Петербурга в Москву, в марте 1918 года, приходилось искусственно «втискивать» столичную функцию в отсутствующие специализированные сооружения и в планировочную структуру города, предназначенную для выполнения исключительно патриархально-купеческих функций.

При всех достоинствах каждого разработанного очередного генплана Москвы, вся архитектурно-планировочная деятельность в последующие до сегодняшнего дня годы принципиально не менялась. Каждый из разработанных планов был лишь решением количественным того или иного вопроса или суммы вопросов без качественных изменений. Свойства столичного города в Москву с силой впихивалось, они в градостроительное качество не перерастали. Условия средневекового города не менялись, а усугублялись размещением всё новых современных потребностей. Районы новостроек не стали органической частью единого города, их прозвали «спальные районы».

Наличие большого количества учреждений федерального и муниципального уровней в центре города крадут у москвичей и гостей столицы возможность не только более тщательного знакомства с достопримечательностями, но и элементарный доступ ко многим из них.

Не только в этой связи видится целесообразным вынос федеральной и муниципальной функции за пределы исторического центра. Пересечение административных и историко-туристских функций, в совокупности со всеми остальными, тормозят друг друга.

Понимание обновления структуры города, выгодность и рентабельность нового строительства по сравнению с поддерживанием устаревших фондов и устаревших форм транспорта, городских коммуникаций и массовых панельных жилых домов — очевидны. Социальный мирок, созданный в Москве, в результате его коммерческого наполнения дошёл до предела, упёрся в тупик. Сформировался коллапсический узел. Только его крушение, но не бездумное и не в центре города, а управляемое и созидательно обоснованное — способно коллапсический узел умело развязать и предложить путь формирования новой среды жизнедеятельности.

II. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ РАЗДЕЛЫ КОНЦЕПЦИИ.

II.1. Транспортная инфраструктура.

Квинтэссенцией предлагаемой концепции генплана города, предложением, работающим во всех направлениях его развития, формирующим большинство разделов генерального плана, «ключом воплощения» — может стать процесс выноса железнодорожных вокзалов из центра города. Такой планировочный приём создаёт предпосылки для следующих изменений:

— формирование на их основе локальных центров города;

— разгрузка исторического центра Москвы от транзитных пассажиропотоков;

— сосредоточение административных, транспортных, общественных, зрелищных, торговых, гостиничных, развлекательных сооружений в новых локальных узлах пересечения транспортных потоков с господствующим процентом пассажиропотока от железнодорожных вокзалов;

— примыкание рекреационных зон и зон отдыха к локальным центрам с железнодорожными вокзалами, где активный и культурный отдых станет одной из форм ожидания;

— планировочная организация территории локальных центров как пересадочных узлов с железнодорожного на иные виды городского транспорта;

— использование трасс прежних железнодорожных путей, расположенных в центре города, под внутригородские автомагистрали для связи с соседними локальными центрами и другими частями города.

Наступило время для создания альтернативного метрополитену городского транспорта. За пределами исторического центра целесообразно предложить монорельс или его эквивалент, как вид транспорта, наиболее эффективно функционирующий в зимних снежных условиях, менее террористически уязвимый и имеющий возможность пролётами преодолевать объёмные и планировочные преграды.

II.2. Общественные территории.

II.2.1. Муниципальный центр.

Правительство и губернатор Московской области перебрались из исторического центра Москвы в область, в город Красногорск.

Концепцией предлагается поддержать начавшееся освобождение центра города, предложить для муниципальной функции Москвы специальную территорию — берега Химкинского водохранилища (существующая застройка предлагается под снос), что поддерживает русскую традицию возведения городов и ансамблей их центров на берегах рек. Новый центр новой Москвы будет складываться в стороне от исторической территории, но будет традиционно украшен живописными водными пространствами.

II.2.2. Федеральный центр.

Имеется официальное место работы государственной думы – Охотный ряд (бывшее здание Госплана СССР). Есть официальное место работы Правительства РФ – «Белый дом». Нет официального места работы президента РФ.

По исторической памяти его службой эпизодически в Кремле задействуются: и Большой кремлёвский дворец, и Грановитая палата. Однако, по сообщениям средств массовой информации, мы читаем, слышим, видим, что встречи президента происходят в Ново-Огорёво, в Завидово, в Горках, где-то в Подмосковье ещё. Сама жизнь указывает, что выполнять свои функции президенту удобнее в Подмосковье. На сегодня у него нет постоянного м-е-с-т-а – с-и-м-в-о-л-а р-а-б-о-т-ы, а такое место необходимо. Соединить в одном месте, на одной территории, все федеральные структуры власти.

Концепцией предлагается для столичной функции специальную территорию — город Химки (предлагается под снос с реконструкцией), с возможным включением этой территории в состав Большой Москвы. Причины, по которым рассматривается именно это место:

Во-первых: современные сложившиеся характер и структура развития Химок, также как и Москвы — тупиковые и бесперспективные.

Во-вторых: рядом будут три центра. Один на берегах Химкинского водохранилища — муниципальный; другой, областной, в городе Красногорск — недалеко; третий — федеральный – рядом. Между этими центрами сокращается длина транспортных перемещений.

В-третьих: удобство доступа изо всех центров в Шереметьево.

В-четвёртых: снятие транспортной и пассажирской нагрузки с исторического центра города.

В-пятых: замена и реконструкция инженерной инфраструктуры Химок, в первую очередь водопровода (питьевая вода в Химках – эталон худшей воды).

В-шестых: повод изучить техническое состояние всей структуры канала имени Москвы.

II.2.3. Исторический центр.

Концепцией предлагается определить исторический центр города Москва в пределах третьего транспортного кольца и сформировать внутри его историко-архитектурный заповедник.

Данная территория, благодаря сопровождению коммерческими объектами памятников (исторических, культурных, архитектурных, литературных, музыкальных, архивных) и многочисленными элитными высшими учебными заведениями, способна стать особой экономической зоной столицы. Предлагается разбить бюджеты исторического центра и остальной части города.

Разработать самостоятельный проект: «Градостроительный план развития территории центра Москвы по сохранению исторического и культурного наследия и экономической рентабельности содержания и функционирования объектов недвижимости».

Создать и сформировать условия, при которых организованный туризм станет градообразующим фактором.

II.2.4. Локальные центры

Необходимо сформировать несколько локальных центров, охватывающие всю территорию между МКАД-ом и 3-м транспортным кольцом. Это самостоятельные, полновесные по подбору сооружений и функций центры, с обязательным соседством крупных зелёных пространств. Высокий пассажиропоток обеспечен переносимыми сюда вокзалами, с необходимыми транспортными и пересадочными сооружениями. Автострады, соединяющие центры, используют прежние железнодорожные пути (смотреть приложение 1).

II.3. ЖИЛЫЕ ТЕРРИТОРИИ.

Включить в жилую ткань микрорайонов и районов совместно с опорной застройкой объекты исторических, природных, культурных и архитектурных достопримечательностей.

Признать 12-ти этажное жилищное строительство по высоте предельным.

Взамен панельному домостроению разработать и использовать жилые дома иных конструктивных систем.

Разработать серии жилых домов свободной градостроительной маневренности для возможностей свободно обходить застройкой объекты непререкаемой важности: экологические, исторические, архитектурные.

Ввиду того, что себестоимость строительства достаточно устойчивое явление, а цены на жильё если не растут, то непомерно высоки – разработать новое, более качественное, более функциональное, прогрессивное коммерческое жильё с тем, чтобы ценовую планку держали эти дома, а не социальные, чтобы на контрасте на традиционное, социальное жильё цены опустились. Совместно с условиями выбора места площадки под строительство таких домов эта задача ещё более конкретизируется. Определённо, генеральным планом города можно влиять на рынок жилья.

Поставить во главу угла организацию качества жизни на жилых территориях, в том числе социальную, коллективную жизнь как физическую возможность собираться и обсуждать и этими решениями влиять на деятельность местной власти.

Концепцией предложить рассмотреть внутримикрорайонные территории как среду формирования внутренней жизни москвичей, создание общин, которые в конечном итоге должны изнутри развивать своё сообщество, тем самым перемещая центр общественной и политической жизни из Кремля, из мэрии к себе.

Планировочно это достигается организацией открытых свободных для общения пространств (площадей). Иерархически: в жилой группе — это площадки отдыха (обсуждения), в микрорайоне — площадь в микрорайоном центре, в районе — площадь для манифестаций.

Социально это достигается пересмотром функций школьного здания. К знакомой образовательной функции учебного процесса добавить также широкообразовательную функцию (заполнение времени после окончания уроков). Эта дополнительная функция предназначена не только для учеников, но и для взрослого населения (воспитание подрастающего поколения совместно школой и семьёй — здесь реализуется наиболее успешно).

Здание школы превратить в комплекс с расширенными спортивными помещениями, с многофункциональными залами для проведения встреч, симпозиумов, торжеств, спектаклей, выступлений художественной самодеятельности. Пришкольный участок увеличить и превратить в зону активных занятий не только спортом (военно-исторические, технические, экологические кружки). Акцент на послеурочное время: жизнь там, где воспитание, где контакт — и — обратно от контакта, от воспитания к формированию жизненных процессов (вспомнить Антона Макаренко).

Совместно с объектами соцкультбыта повседневного обслуживания, школа со школьным участком формируют комплексный микрорайонный центр. Этот центр сначала формирует, а потом становится местом обитания ячейки общества. В этом случае жизнь вернётся в микрорайон. В этом случае мировоззрение людей начнёт формироваться не в телестудиях, печатных изданиях и органах власти, а в центре общения и там, где проживают люди. Центр политической жизни будет здесь. Только микрорайон, организованный вокруг первичных учреждений обслуживания, центрирует население вокруг себя, превращая самостоятельное и активное население из толпы в общество.

Под комплексным центром размещать подземные парковки. Организовать улицы. Не обстройку магистралей жилыми домами, а улицы. Эти улицы должны соединять внутри микрорайона разные функциональные составляющие комплексного центра, а также между собой центры соседних микрорайонов и экологических рекреаций. По этим улицам населению будет интересно перемещаться. Улицами будем формировать пешеходные маршруты микрорайонов, районов, то есть общую пешеходную структуру. К этим улицам организовать, для личного автотранспорта, подъездные пути и условия его хранения. По этим улицам будет возможно проехать на автомобиле, однако эти улицы совмещены с пешеходным движением и с преимуществом пешеходного движения. С этих улиц будет организован въезд/выезд из микрорайона на районные и общегородские магистрали, вот там будет преимущество автодвижения.

Концепцией дать предложение по сохранению многоступенчатой структуры обслуживания населения. Она предполагает: поуровневое решение социальных задач, развития инженерно-транспортных направлений на районном и микрорайонном уровне, развития и усложнения внутримикрорайонного климата жизни горожан и связи этих территорий между собой и с другими территориями города (смотреть приложение 2).

Капитальные затраты на переустройство внутренней жизни микрорайонов велики. Производить переустройство следует в любом случае потому что, во-первых: менять инженерную инфраструктуру города придётся всё равно и, во-вторых: господствующая пропорция панельных жилых домов аварийных (зафиксированных) и аварийных на перспективу, которые тоже станут аварийными со временем, указывают на замену жилого фонда непанельными домами. Отчего к этому не приступить заранее? «Страусиная» политика: не сказал – нет проблемы — приведёт к неисчислимым потерям.

II.4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ.

На сегодняшний день в городе отсутствует промышленная политика (с градостроительной точки зрения). Была « лужковская политика»: переоборудовать производственные строения под торговые площади – и на этом всё. У правительства Собянина своего решение не имеется.

Нет понимания промзон, которых в городе много. Кто там хозяин? Какая политика использования и городских земель и существующих строений? Промзоны останутся градообразующим фактором? Если правительство Москвы не имеет взгляда на развитие промышленности, кто возьмёт на себя ответственность, которую положим в основу будущей концепции развития города? Предположительно, такую ответственность на себя не возьмёт никто: высока ответственность.

Выход имеется всегда. В задании указать, чтобы решения были предложены проектом. Чтобы решение предложили специалисты, профессионалы – градостроители. Это всего лишь значит решение вопроса в обратной связи. Не от объёма градостроительной базы к её обслуживанию, а от имеющихся и проектируемых возможностей обслужить промзоны трудовыми ресурсами к определенному объёму градостроительной базы. Преимущество такого подхода в том, что включается плановый элемент развития города.

II.5. РЕКРЕАЦИОННЫЕ ТЕРРИТОРИИ.

В стратегическом подходе к зелёному строительству, паркостроению и снижению экологической напряжённости концепция предлагает к реализации ряд мероприятий.

Первое. Размещение локальных центров около существующих парков и зелёных массивов с их расширением и благоустройством.

Второе. Вывод производств из жилой среды, с сильными экологическими разрушениями, и строительство на их месте местных локальных парков, скверов (пример: фабрика «Свобода» в Бутырской управе).

Третье. Не только сохранение, расчистка, поддержание и развитие юго-западного зелёного диаметра между проспектом Вернадского и Мичуринским проспектом, от Солнцево до Лужников, но и формирование второго параллельного зелёного диаметра на основе Битцевского лесопарка. При сносе продлить Битцевский лесопарк на северо-восток, между Севастопольским проспектом и Азовской улицей, вплоть до территории ЗИЛа. В Московской области господствующие ветра юго-западные: вот они и должны доставлять свежий воздух не только до центра, но и до самых загрязнённых восточных районов Москвы.

II.6. ИНЖЕНЕРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Водоснабжение.

При высоком качестве подготовки питьевой воды в Мосводоканале имеем её низкое качество у потребителя. Качество теряется во время доставки из-за плохого состояния труб. Если ставить задачу замены труб, то ставить следует таким образом, чтобы имелась возможность оперативной замены и комплексной инженерной подводки коммуникаций, то есть строительство системы проходных коллекторов, где кроме водопровода можно было бы разместить и другие инженерные коммуникации.

Фекальная канализация.

Не открыты сведения о состоянии и мощности очистных фекальных сооружений, о перспективах развития с учётом Московской области (область фекальные стоки сбрасывает в город — Москву).

Ливневая канализация и снегоудаление.

В силу меньшей санитарной важности, чем фекальная канализация, о ливневой канализации сложилось представление как о чём-то второстепенном. Требуется пересмотр нормативных показателей по минимальным продольным уклонам улиц и дорог, по расчётному количеству водоприёмных решёток. На это указывают последствия ливневых дождей в столице.

Правительству Москвы разработать и утвердить в Мосгордуме «Положение об уборке снега». Реагенты, разбрасываемые по улицам, не только «едят» обувь граждан и машин, но и своими испарениями загрязняют воздушный бассейн и почвенный покров. Решения могут быть разные: новые безвредные и безопасные реагенты, увеличение парка уборочной техники, в том числе малой механизации, иные известные и неизвестные мероприятия.

Теплоснабжение.

Энергетика в Москве должна быть квантовой. Ядерная физика совершила в XXI веке качественный скачок от опасных урановых технологий к производству избыточного тепла на основе холодного синтеза. Одновременно это один из первых шагов ухода от сырьевой экономики. Новые знания ведут к смене имеющегося подхода к решению обеспечению теплом москвичей.

Другими вариантами могут быть: геотермальная энергия (при её добыче не выделяются загрязняющие вещества) или термоядерный синтез, побочно образующий лишь безвредный гелий.

Произвести кардинальную замену существующей дорогостоящей системы теплоснабжения на новую на основе холодного синтеза или иных решений. Получаемые эффекты от изменённого подхода, предложенного концепцией: снижение себестоимости теплоносителя, улучшение воздушного бассейна города, включение новых технических сооружений в городские ансамбли города, сокращение территорий под энергетические установки и, соответственно, сокращение санитарных зон.

Смешанные предложения.

Усилить планировочную нагрузку коридора коммуникаций, соединить их вместе: проходные коллекторы инженерной инфраструктуры, стратегический монорельсовый пассажирский транспорт, конкурентоспособный с метрополитеном и иной наземный транспорт, а так же увеличенные по ширине защитные зелёные полосы до их иного качественного экологического звучания.

II.7. ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА ТЕРРИТОРИЙ.

Инженерная подготовка и благоустройство территорий остаётся одним из важнейших элементов градостроительного процесса.

О факторе выбора территории говорить не приходится, так как город сложился, и земля закреплена. При проявлениях результатов взаимодействия геологических пластов: оползней, провалов, пока не проявившихся карстов, пустот — живя в ожидании пока не случившихся техногенных катастроф активных физико-геологических процессов — следует провести комплексный научный анализ на возможность использования городских территорий под те или иные функции, под ту или иную этажность.

К этим же вопросам, по важности, следует отнести временной резерв эксплуатации канала имени Москвы, а также структуры водохранилищ московского водопровода.

III. РАЗВИТИЕ АГЛОМЕРАЦИИ.

Формой развития московской агломерации должна стать трёхлучевая звезда от МКАДа в стороны.

Первый луч-направление – северо-запад. Это направление преимущественно административное, а также производственно-рекреационное.

Второй луч-направление – юго-запад. Это те территории, которые уже административно включены в состав Москвы. Это направление исключительно рекреационно-экологическое и научно-исследовательское, с возможностью включения отдельных высокотехнологичных, не крупных, экологически чистых производств. Уместно здесь размещать крупные медицинские и биологические учреждения с повышенной функцией развития на перспективу: ещё не применяемых, ещё неизвестных и не найденных форм. Резервирование территорий под будущее медицинской, ботанической и биологической наук. Подхватить и развить начатое научными центрами в Троицке, Протвино и Пущино.

Третий луч-направление – восток. Это направление научно-промышленно-производственное. Это традиционное направление развития промышленности Подмосковья, в первую очередь легкой, пищевой, во вторую очередь тяжёлой (станкостроение, машиностроение). Не всю промышленность тащить в Москву, а наиболее передовую, увязанную с системой научных исследований.

В промежутках между лучами звезды свести к минимуму народнохозяйственную деятельность. Создать планировочные, организационные и административные преграды для препятствия расплывания агломерации «масляным пятном». Господствующую функцию здесь определить как историко-культурную, воспитательную, патриотическую. Формы проявления жизнедеятельности — с акцентом на народное, национальное, традиционное восприятие.

28 октября 2014 года

Архитектор Вячеслав Гузиков

IV. ПРИЛОЖЕНИЯ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Приложение-перечень предлагаемых в концепцию локальных центров.

1. Бутырско-Тимирязевский.

Пересадочный узел Октябрьского и Савёловского направлений Российской железной дороги (далее РЖД) с городским наземным и подземным транспортом. Новый линейный центр меридионального направления от Савёловской развязки до станции Петровско-Разумовская.

На участке нового центра от станции метро Савёловская до станции метро Дмитровская: территория центра располагается между ул. Бутырской и существующими железнодорожными путями.

На участке нового центра от станции метро Дмитровская до станции метро Петровско-Разумовская: территория центра располагается между улицей Яблочкова и соединившимися Дмитровским шоссе с путями железной дороги.

По Дмитровскому шоссе и Бутырской улице организовать движение в сторону исторического центра, а по освободившемуся от путей направлению организовать движение от центра. С учётом дальнейшей реконструкции Дмитровского шоссе в пределах города, возможно, его расширить до 7-8 полос в каждую сторону и так вплоть до Шереметьево. Развитие этого направления, а также с учётом строительства дублёра Ленинградского шоссе и проектируемой северо-восточной хорды, обоснованно приведут к разгрузке движения по Ленинградскому шоссе и предоставят вариантную возможность добраться до Химок (будущая столица) и до Шереметьево. Таким образом, Дмитровское шоссе превращается в важнейшее транспортное направление города.

По направлениям, освободившимся от железнодорожных путей, организовать автомагистрали, осуществляя связь с Каланчёвской площадью, а также площадью Тверской заставы и далее с Хорошевской эстакадой, с Международным выставочным центром, с парком Победы.

Новый локальный центр будет примыкать к зелёным пространствам Главного ботанического сада Российской академии наук, и соседствовать с парками Дубки и Тимирязевским.

2. Красносельско-Сокольнический.

Транспортный узел наземного и подземного городского транспорта и его пересечения с Ярославским направлением РЖД.

Самый сложный центр, так как он примыкает к требующему реконструкции существующему Каланчёвскому градостроительному узлу, из которого изымаются Ленинградский и Казанский вокзал с изменением функций этих территорий и сооружений, расположенных в пределах исторического центра Москвы. Соседствуя с сохраняющимся историческим центром, новый центр с одной стороны поддерживает и развивает старый, с другой стороны включает в себя все элементы нового локального центра.

По освободившимся путям Октябрьской и Казанской железных дорог осуществляется автомобильная связь с другими локальными центрами города: с Бутырско-Тимирязевским и Перовским. По проходящему через его территорию третьему транспортному кольцу с другими частями города, центрального исторического ядра.

Организовать новое магистральное автомобильное направление движения с реконструкцией территорий: улица Гастелло, Электрозаводская улица, Малая Семёновская улица, Ткацкая улица, Измайловское шоссе, далее эстакадой над путями Измайловского метродепо, Измайловский проспект, далее эстакадой через участок Измайловского лесопарка, с выходом к станции Горенки, на Объездное шоссе города Балашиха, далее Алмазово, Никифорово, Соколово, Лосино-Петровский и Ногинск. Такое решение позволит разгрузить Щёлковское шоссе, шоссе Энтузиастов и Горьковское шоссе.

Размещаться новый центр будет между третьим транспортным кольцом, парком Сокольники и Русаковской улицей.

Новый центр примыкает к парку Сокольники.

3. Перовский.

Пересадочный узел Казанского, Рязанского и Нижегородского направлений РЖД с городским наземным и подземным транспортом. Новый центр располагается между Перовской улицей и Рязанским проспектом, станцией Фрезер и станцией Плющево.

Прежние железнодорожные пути использовать под автомагистрали, соединяющие новый центр с нынешними площадью Курского вокзала и Каланчёвской площадью. Организовать расширение Рязанского проспекта. Соединить новый локальный центр с Носовихинским шоссе. Новый центр органично вписывается в уже запроектированное предложение по развитию четвёртого транспортного кольца, замыкая на себя проспект Будённого и северо-восточную хорду.

Пробить и организовать новое автомобильное направление: Перовский центр, улица Коновалова, Стахановская улица, Саратовская улица, Волжский бульвар, Краснодонская улица, проектируемый проезд 5396 и далее по области через Мамоново, Дальние Прудищи и Коробово на Домодедово. Данное решение позволит соединить автомобильным движением, для авиационных пересадок, Шереметьево с Домодедово.

В состав нового центра войдёт Перовский парк. Новый центр будет примыкать к Кусковскому лесопарку.

4. Царицынский.

Транспортный узел Павелецкого и Курского направлений РЖД. Разместить между долиной реки Городня, превращённой в парк, станцией Покровская и станцией Бирюлёво-Товарная.

Прежние железнодорожные пути использовать под автомагистрали, соединяющие новый локальный центр с площадью Курского вокзала и Павелецкой площадью. Рядом историко-культурный парк Царицыно.

5. Парк Победы.

Транспортный узел Киевского и Белорусского направлений РЖД. Разместить на пересечении Кутузовского проспекта и улицы генерала Ермолова.

К транспортному узлу примыкает парк Победы.

Прежние железнодорожные пути использовать под автомагистрали, соединяющие локальный центр с сегодняшними площадями Белорусского, Савёловского и Киевского вокзалов.

6. Стрешневский.

Транспортный узел на основе Рижского направления РЖД. Разместить между парком Покровское-Стрешнево и лесопарком Покровское-Глебово.

Прежние железнодорожные пути использовать под автомагистраль, соединяющую локальный центр с перспективными развязками на Ленинградском и Дмитровском шоссе и сегодняшней площадью Рижского вокзала.

7. Дополнительные локальные центры без наполнения функцией железнодорожных пересадок (для обсуждения и профессиональной обработки).

А) Щёлковский. Транспортный узел на основе центрального автобусного вокзала. Разместить на 9-ой Парковой улице, между Щёлковским шоссе и Измайловским проспектом, участком перспективной автострады Красносельско-Сокольнический центр – город Ногинск.
Центр пересекает Измайловский и Сиреневый бульвары, примыкает к Измайловскому лесопарку.

Б) Братеевский. Двойной транспортный узел, по двум берегам реки у Братеевского моста, на участке перспективной автострады Перово – Домодедово. Центр включает в себя потенциал и набережные Москвы-реки, в том числе парки имени 850-летия Москвы и Братеевский.

В) Тёплый стан. Транспортный узел на улице Островитянова, от Ленинского проспекта до Битцевского лесопарка. Центр, аккумулирующий в себя входящие в город транспортные потоки по Ленинскому проспекту и Профсоюзной улице. Центр расположен параллельно ландшафтному заказнику Тёплый стан и примыкает к Битцевскому парку.

Г) Медведковский. Транспортный узел на основе перспективной транспортной связи с городом Долгопрудный и перспективным дублёром Ярославского шоссе до города Пушкино (трассы разработать в объёме материалов концепции). Центр расположить на проезде Дежнева от перспективного парка долины речки Чермянка до перспективного парка долины реки Яуза.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Перечень предложений по развитию жилых территорий.

I. Ступенчатая организация обслуживания территорий.

Первая ступень – учреждения повседневного пользования (школы, детские сады, торговые центры и отдельные торговые предприятия, аптеки, здания управ, поликлиника и пр.) – территория микрорайонов.

Вторая ступень – учреждения периодического пользования (крупные специализированные магазины и торговые комплексы, спортивные комплексы, зрелищные сооружения, профессиональные театры, выставочные залы и галереи, площадь торжеств, административные здания, средние и высшие учебные заведения, больницы и пр.) – территория жилых районов на стыке микрорайонов.

Третья ступень – учреждения эпизодического пользования, локальные центры города – специализированные территории.

II. Ступенчатая организация жилых территорий.

Первый уровень: жилая группа, состоящая из нескольких жилых домов, образующая свой замкнутый, озелененный, инсолируемый двор со спортивными, детскими, хозяйственными площадками и площадками отдыха и общения.

Второй уровень: микрорайон (площадь 10-60 га), состоящий из жилых групп, которые образуют пространство для микрорайонного центра первой ступени обслуживания населения. Микрорайон расчленён жилыми внутримикрорайонными улицами, обязательно совмещёнными с пешеходным и велосипедным движением.

Третий уровень: район (площадь 80-250 га), состоящий из микрорайонов (расположен на стыке их), районного центра второй ступени обслуживания населения, расчленён магистральными улицами с коридором транспортных, инженерных коммуникаций и зелёных полос.

Четвертый уровень: территории префектуры, образованные группами жилых районов, коммунальными и промышленными зонами с локальными центрами третьей ступени обслуживания населения. Эта часть города расчленена магистральными улицами с коридором транспортных, инженерных коммуникаций и зелёных полос в размерах экологической эффективности.

Проект задания разработки генерального плана Москвы до 2070 года: Один комментарий

  1. Спасибо!
    Очень странно читать отклики на развитие русского города не по-русски.
    Всех посетителей сайта прошу изъясняться по-русски.

Добавить комментарий для admin Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *