Архив за месяц: Октябрь 2023

Мы — не европейцы, мы — русские

Европейская мысль, европейская философия навязывают мнение о последовательном развитии и общества и мира посредством постоянного открывания «нового». Постоянное познавание «нового» и ещё раз «нового» — есть абсолютная линейность времени. На этом пути действительно много интересного, трудного и даже достойного. Это интересное и достойное увлекательно. Куда направлено это увлечение? Парадокс: новое познавание – есть «морковка» перед лошадью, тянущей повозку, есть постоянно отдаляемый от нас предел достижения невысказанной, интересующей нас, цели. Весь этот процесс И.Кант определил, как трансцендентальную философию. Трансцендентальная философия — это, всего лишь, преодоление неизвестного, преодоление препятствия очередного текущего дня. Это не взгляд, а загляд, как потом выяснится не всегда и не обязательно нужный для текущего, но по установленному европейскому канону предполагаемый для дальнейшего, по привычке требующий разобраться не в сегодняшней, а в той будущей проблеме, толкает «вперёд». Не глубже, не понятнее, а обязательно дальше. Лишь бы не остановились задуматься. Европейская мысль с И.Кантом согласилась. Но мы-то – русские! У нас всё «по-другому», только это «по-другому» — КАК?

Это «КАК» проявляется в ином восприятии времени. Напоминаем: слово «время» в русском языке произошло от слова «веретено». У нас время своё, преимущественно циклическое, при обязательном переплетении с временем линейным. Такая цикличность выражается в жизни народа через обрядовость, то есть: двигаясь линейно — всегда возвращаемся обратно, к исходному. Так происходит изучение мира по-русски. Мы возвращаемся что бы с нового угла зрения посмотреть на проблему, изучить её, с другой стороны. Ось линейного времени – закольцовывается. Оказывается, в условиях России, трансцендентальная философия, при изучении вопроса, не справляется с решением задачи. Нужна иная, своя философия, прилагательная к повседневной практике, подчёркиваем — к созидательности, в том числе к строительному плотницкому ремеслу. Природа России, с её лесами, даёт нам подсказку, производную от ремесла. Дерево – анизотропный материал. У дерева разные физико-механические качества: вдоль и поперёк волокон (дерево по-разному работает на сжатие, на изгиб, на смятие, на скол). Одно и тоже изделие из дерева работать в разных условиях может по-разному. Важно: КАК к материалу подойти. Дерево — материальный аналог, не то что нашей философии, а философии не развивающейся в необозримый предел, философии теперешнего состояния, на том уровне, где философский подход работает аналогово материалу, работает над пониманием текущих вопросов жизнедеятельности.

Этой другой философии дадим и другое название – анизотропная философия.

Анизотропная философия – не есть движение вперёд, в «светлое и заумное завтра». Анизотропная философия – способ преодоления текущих проблем часто известным, до неожиданности простым и известным подходом, но обязательно для сегодняшнего дня. Анизотропная философия – заход-разворот на решение известных проблем с другой стороны, не оттуда где нет решения, а со стороны возможности решения.

Во времена И.Канта головы людей были заняты свойствами предметов.   Европейцы же на очередном своём этапе познавания не подошли, а уже вошли на рубеж интересов свойств времени и пространства. Они подошли к осмыслению для них нового этапа развития мира. Деревянная плотницкая Россия на этом этапе находилась исстари. Цитата И.Канта: «Никогда нельзя себе представить отсутствие пространства, хотя нетрудно представить себе отсутствие времени в нём». Новый для европейцев рубеж, в котором мы – русские находимся давно, подводит к естественному сопоставлению времени линейного с циклическим пониманием. Это тот рубеж, в котором И.Кант переплетение времён воспринимал через «отсутствие времени».

У И.Канта: время дано a priori, т.е. независящее от опыта, предшествующее опыту. У него, время, как бы, является существительным. И.Кант изучает свойство этого существительного. В мыслительном изложении автора: время – глагол. Несмотря на то, что в определении времени у автора единицей времени выступает событие, это событие подразумевает вектор поведения – потому и глагол. У И.Канта вектора нет. У автора: мы-люди участники событий, мы – со творцы времени, в котором вектором является волевая энергия.

11.10.2023г.                                                                                                                             В.Гузиков

P.S.  «Время — это восприятия и понимание событий волевого вектора поведения» — определение времени автора из работы «Сказка от начала начинается, до конца читается, в серёдке не перебивается