«Корень мандрагоры»

«До того ясно, что и писать противно.» А.К.Буров

Давно не брал в руки книгу «Письма. Дневники. Беседы с аспирантами. Суждения современников. Андрей Константинович Буров» — издательство «Искусство» 1980г.

Читая дневники Андрея Константиновича Бурова, пришёл к пониманию необходимости написания статьи на тему: выявления — не сколько архитектурной формы, сколько «выявления конструктивной системы и придания ей художественного качества». Читая, делаю выписки: частично соглашаясь, частично полемизируя, частично возражая.

А.К.Буров: «Греки не украшали архитектуру архитектурой. … Украшения сделаны с помощью скульптуры и полихромии. Причём так и в таких местах, где они не вступают в противоречие с тектоническими элементами и не проникают в них, а именно – в свободном от тектонических элементов пространстве. Иными словами, указанные украшения полихромной скульптурой являются станковыми по отношению по отношению к основной тектонической форме, т.е. входящими в образ гармонически, а не тектонически, и не проникают своим пластическим пространством в тектоническое пространство сооружения (стр.91).» Здесь автор полностью согласен и более того готов добавить от себя.

По сути вопросы тектоники и украшения не что иное, как «охудожественность» (в обычной непрофессиональной речи это слово звучало бы «одухотворённость») стоечно-балочной конструктивной системы. Следует обратить внимание, что не менее виртуозно с такой задачей справились древние египтяне. Почему же больше «вздыхаем» о греках? Греки работали с мрамором. Египтяне с песчаником. Песчаник не кристаллическая порода. Она более предрасположена к сколу, то есть более трудная в обработке и требует больше аккуратности, чем мрамор, являющийся как раз кристаллической породой. Материал диктует степень тщательности ремесленной проработки и у мрамора эта степень выше. Во многом наши восхищения и наши «вздохи» относятся к тщательности, к нюансам, к деталировке.

А.К.Буров: «Римляне украшали архитектуру архитектурой. Ордера, приставленные к тектонической системе арок Колизея, являются украшением по отношению к тектонической системе сооружения (наивное перенесение ощущения прекрасного, полученное от восприятия греческих памятников, построенных по ордерной системе). … Вроде поедания сердца героя для того, чтобы самому стать героем. Ордер становиться философским камнем архитектуры, камнем мандрагоры, присутствие которого наверняка должно сделать сооружение прекрасным – в Ренессансе оно (это ордерное украшение) начинает проникать, будучи изображённым на стене, своей пластической трехмерностью в тектоническую трёхмерность стены, всё же оставаясь подчинённым и имея меньшую пластическую глубину, чем тектоническая глубина стены (стр. 98).» 

Привожу другой, пусть и похожий, но собственный взгляд на украшательство римлян. Рим – это архитектура конструкции стены и конструкции свода. Это другая тектоническая система. А украшают римляне стеновую конструктивную систему элементами, зародившимися в греческой стоечно-балочной конструктивной системе. Другое дело, что римляне это сделали гениально органично. На стену наложили декор балок и столбов, что есть логическая несуразица; но искусство — это не логика, это выше логики, такое в искусстве допустимо. Возможно, что такая задача является даже уровнем более высокого осмысления; следовательно и цениться должна выше, но главное – она была успешно воплощена.

В мировой архитектуре был другой высочайший пример художественного решения стены – это псковское зодчество. Решение даже более чёткое и более ясное, чем римское решение (мнение автора). Во Пскове такого качества достигли за счёт контраста микрорельефа с глубоким рельефом: а) обмазки стены (не штукатурки, а обмазки), которая застыв сохраняла неровности кладки и следы рук каменщиков; б) глубокого рельефа, в псковском случае ставшим художественным эквивалентом ордерной системы, зрительным восприятием использования орнамента бегунка и орнамента поребрика. Обращаю внимание читателя на гениальность древнегреческих архитекторов и гениальность псковских зодчих: как они вписывали свои произведения, каждый в свою природно-климатическую среду. В Греции круглый год солнце. «Игра» света и тени, образуемая ордерной системой, предельно эффектна. Во Пскове много пасмурных дней. Чем «играть»? Для пасмурной погоды: обмазанная стена образует низкий рельеф, а с ней на контрасте, создаётся рельеф глубокий, но не с выступающим, а с западающим отступом орнаментов бегунка и поребрика — приёмы, работающие на выявление стены в условиях отсутствия солнца, одновременно работающие на выявление общей архитектурной формы. «Игра» на поверхности стены достигнута другими приёмами!

А.К.Буров: «Ордерная концепция, очевидно, адекватна представлению о прочностях материалов тысячелетней давности (стр. 99).» С этим автор не до конца согласен. Да, появились иные конструктивные системы. Однако, что стена, что стоечно-балочная конструкция — продолжают жить. В этом нет ничего зазорного для современной архитектуры. Вот только в прежние системы нужно органично вплести современные материалы и звучания. Это и есть: мастерство зодчего. По этим критериям следует ценить их работу.

А.К.Буров: «Подойти к греческим образцам можно только путём понимания их принципов. Копируя, можно только уйти от них и притом в плохую сторону (стр. 99).» Автор: и согласен, и не согласен. Насколько современный человек устал от научно-технического прогресса, что ищет укромное место, где остались глотки чистой старой архитектуры. Эстетика классицизма, на Руси, появилась в провинциальной барской усадьбе с абсолютно ясными: что стеновой, что стоечно-балочной системами — но русского «розлива». Если баланс выступов и отступов в ордерной греческой системе соотносился с верхним солнечным светом и падающими тенями, то в условиях России эти соотношения представлены совсем по-другому. У нас много пасмурных дней и снега, о котором греки имели мало представления. Снег, как и свет, тоже падает сверху. Но свет от выступов образует тени, а точнее «игру» света и тени. А что же наш родной снег? Он оседает на выступах деталей и выступах архитектурных обломов и образуется «игра» снега и детали, «игра» снега и облома – не менее прекрасная эстетическая «игра» чем «игра» света и тени. Причём в солнечные дни наблюдаем одновременно и родную «игру» со снегом и другую «игру», заимственную у греков. Как бы негатив, тут же, совмещается с позитивом: богатство визуального восприятия расширено относительно греческого подхода. Негатив не значит плохо. Более того: у нас, от выступа «тень» не тёмная, как в Греции, а белая (снег), и не снизу от выступа, а поверх его. ЧУДО КАКОЕ! Русская сказка! Совершенство достигнуто в классической русской архитектуре с применением греческих ордеров. О наша самобытность! Более поздние архитектурные стили утратили такое своеобразие. Вопрос: можно-ли дальше развивать известную ордерную систему и как?

Не станем разбирать природу архитектурных стилей с использованием ордерной системы: барокко, ампир, сталинский классицизм, определённые стили конца XX века. Подметим периодичность явления: зачастую смена стиля происходит на отрицании прежнего стиля — единство и борьба противоположностей. С точки зрения времени — это его циклическое проявление – другое дело, что как только мы затрагиваем время, мы затрагиваем процесс мироздания, затрагиваем самую сложную грань архитектуры, уже космической архитектуры (сразу образуется несколько слоёв понимания). Всегда после «прогрессивных» модернистский стилей происходит возврат к классике, к эстетическому уюту.

Автор смеет предположить, что мы живём в канун очередного возврата к ордерной системе, которую А.К.Буров назвал «корень мандрагоры».

Такой возврат должен иметь не только свою идеологию, но и новое, всегда дополнительное художественное воздействие. Здесь допустимо будет сказать: о появлении неожиданной функции художественного восприятия известного ордера. Таким воздействием станет новый монументальный компонент архитектуры – цвето(свето)музыка (см. работу автора «Наслаждение жизнью»). Возвращаясь к словам А.К.Бурова о свободных местах в тектонике, обнаруживаем места для размещения цвето(свето) установок. Вот чем обогатиться приходящая, точнее возвращающаяся ордерная система, идеологически подготовленная А.Н.Скрябиным!

А.К.Буров: «Как правило, задуманное мною вещи доходят до сознания окружающих через 5 лет после осуществления – так было с домом на улице Горького, который был очень кисло принят Союзом (есть опубликованные отчёты после его окончания) … а через 5 лет мой дом был отмечен премией Моссовета (стр. 100).»

А.К.Буров: «И так до наших дней живёт вера в магическое действие этого «корня мандрагоры», присутствие которого на фасаде здания должно неминуемо сообщить красоту и гармонию – всё, чем обладали произведения Иктина и Калликрата (стр. 98).»  

3 ноября 2023 года                                  

    Вячеслав Гузиков                                                                    

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *