Архив за месяц: Январь 2019

Бороться счастием.

«И когда посетил Бог естество человеческое, явилось (дотоле) безвестное и утаённое, и родилась Благодать – Истина, а не Закон; сын, а не раб.»
Святитель Илларион «Слово о Законе и Благодати»

«Жизнь задыхается без цели» — мысль принадлежит Достоевскому. Насколько велик масштаб произнесённого и многогранно высказанное, что в жизни отдельного человека так и общества целиком. За цель следует бороться, но как?

Божественным проведением счастию определено сопровождать и завершать жизнь. Рассмотрим, как бы, знак равенства между жизнью и счастием. Счастие будет вектором-стремления, который направляет нашу жизнь. Через планируемые события каждый человек самовластно без ограничений может себе наметить свой жизненный путь целиком и исполнение отдельных его этапов. Такое текущее наполнение жизни событиями, с Божьими поправками, и есть счастие. Именно поэтому счастие (жизнь) не константа а движение-процесс. Как такое движение отследить и как такое движение увидеть?

Смысловая целевая наполненность вектора-стремления (нравственного движения, а счастие не может быть не нравственным) проявляется красотой и такая красота характеристика счастия, его форма, которую Святитель Илларион назвал благодатью. А вот современные условия жизни не являются красивыми, поэтому сколько не старайся – счастия не увидишь. Современная жизнь уродлива. Одна из причин уродства – действующая конституция, которая не выражает стремление-жизнь, она олицетворяет константу-смерть. От чего так происходит?

Действующая конституция — бесцельна. В действующей конституции нет движения, в ней культивируется состояние замороженности. В нашем сегодняшнем рассматриваемом случае, закон — не есть стремление (оно не движение), а константа; и, не дай Бог, ненароком в таком сегодняшнем законе мы вдруг заметим некоторое «движение», то такое «движение» обязательно будет без вектора – оно будет барахтаньем, будет ёрзаньем — образуется возможность его многотолкования и в таком случае закон перестаёт выполнять своё предназначение, перестаёт быть понятным, перестаёт быть Законом с большой буквы. Вопросы толкования Закона и многотолкования закона имеют противоположные смыслы. Они являются противопоставлениями, антиподами.
Всё тоже самое относится к обществу в котором действует такая конституция.

Разберём примеры, когда суммы индивидуальных векторов-стремлений отдельных людей составляет общий вектор народа; составляет коллективное счастие и наоборот.

Пример первый. Молодая семья желает иметь детей. Процессы зачатия, воспитания и социального становления детей наполняют страну новыми гражданами для их совместного проживания – человек не может жить один. Пример второй — защитники Отечества, выполняя свой долг, по отдельности или группой, совершают воинский подвиг — сохраняют условия жизни людей в стране. Пример третий — изобретатели, люди-созидатели часто движимые без ясных словесных формулировок, творческие люди результатом своего труда своей деятельности создают условия всё более лучшего и более качественного проживания. Они по другому двигают жизнь – тоже подвиг, но мирный.

А теперь другие примеры сумм сложившихся индивидуальных векторов-стремлений в единый общественный вектор с разными результатами завершения. Народы Советского Союза объединились, встали единой стеной на пути врага в Великой Отечественной войне. Ещё ранее, эти же народы выполнили план индустриализации страны, без которой не могла состоятся победа в войне. В обоих примерах у них был единый вектор поведения (движения). Их единение — стало коллективным счастием. А теперь приведём отрицательный пример, когда эти векторы сложится не могут: России навязана конституция с запретом иметь идеологию. В конституции заложена основа пресечь возможность объединяться во имя общих задач, формулирования цели, движения к идеалу. Конституцией нам навсегда запрещено быть счастливыми. Понятно, что такая антинародная конституция – временна, слишком много в ней навязанного многотолкования. Quod est violenter, non est durabile (Что насильственно, то непродолжительно). Люди всё равно найдут повод начать объединяться, и такое объединение будет для них счастием. Первыми шагами по пути такого объединения станут индивидуальные обвинения людьми конституции по отсутствию в ней идеологии. Потому сегодняшнее место борьбы за наше общее счастие: печатные издания, эфир, собрания, дискуссионные встречи – там, где происходит идеологический контакт человека с человеком, человека с обществом.

Каким многогранным бывает счастие, такой же многогранной будет и красота жизни человека – и наоборот. Такая взаимосвязь, взаимооборачиваемость составляет отличительные признаки счастливой жизни и составляет художественные представления о прекрасном. Это является иллюстрацией отличия красоты (жизни) от красивости (мертвечины), что не многие различают. Подводим к тому, что эстетическая категория также является характеристикой нашей жизни, нашего счастия.

В истории, периодически, возникали всплески-потребности формирования счастия через предложение управления государством художниками и поэтами. Испугавшись дальнейшего движения к счастию, юристы-консерваторы заставили буксовать проявления счастия навязыванием внешней законсервированной формой очертания порядка – конституцией-константой. Красота есть следствие движения и наполненности глубинных процессов: физических и физиологических, нравственных и социальных, хозяйственных и общественных, материальных и духовных! И другое, а может быть самое главное: красота – не состояние — а всегда процесс отражения движения жизни. Красоты это маяки и ориентиры движения к цели. Процесс счастия (жизни) всегда художественно оформлен, художественно выражен и художественного завершён. Если процесс встал (константа) – он бесполезен и никудышен, в нём не может быть красоты и искусства (современное состояние российского общества), не может быть счастия.

Сегодняшняя конституция застойна, она антихудожественна, направлена в обратную сторону от счастия. В этом главный конфликт закона и творчества-счастия (не смешивать понимание художественного канона и понимание закона). Красота есть форма художественно оформленного порядка, который ведёт к цели. Порядок — не константа. Настоящий порядок это последовательное развитие через счастие.

Счастие не только цель, но и средство борьбы за него.

27.01.2019.
Вячеслав Гузиков

Появление, продажа и воровство идей.

Автор не согласен с мнением, что идеи – ценный товар, которым можно торговать и который можно красть. Да, в уродливом обществе, к которому относится капитализм с его рынком, этим занимаются и этим козыряют.

Но капиталистический период Земной истории завершается. Естественно будет покончено с капиталистическим пониманием торговли и воровства идей. Кстати если с торговлей как-то понятно, то с воровством полная неразбериха. В капиталистическом обществе своровать – это значит купить бесплатно или обманом. Это является замечательным отличительным качеством коммерсантов.

На самом деле идею своровать нельзя. Идеи тучами роятся вокруг нас. Идеи, как ветры в пространстве. Просто одни примечают расположенные вокруг идеи и начинают их произносить. Другие их не видят (ненавидят) или ленятся замечать. Увидеть идею – это результат особого вида труда. Таким трудом является воспитание и совершенствование своего аппарата именуемого – человеческий организм. Человек растворён в природе (если не растворён – он в природе мучается) и его организм есть часть природы с которой он находится в равновесии; идеи пронизывают организм. Это сколько нужно усилий не заметить идеи! Воспринять идею можно только на базе приобретённого опыта.

Капиталисты научились продавать природу — добыча и вывоз природных ископаемых, рудных и нерудных залежей, леса, почв, воды. Идея – такая же составляющая природы, только приходящая в головы не всем, из-за лени. Здесь под ленью понимается невежество, не желание подготовить свой человеческий организм под восприятие идей.

Воруются не идеи, а усилия затраченные на добычу и переработку знаний, такое отличие не многие различают. Эти усилия превосходят планетарные расходы на получение энергии, сырья, материалов, технологического оборудования, предметов повседневного пользования.

Идеи, это условия формирования и условия создания развития общества. Идеи выше знаний. Знания плетутся в хвосте идей. Идею-условие нельзя ни продать, ни своровать. На первоначальном этапе осмысления идеи, её мало кто из рядом стоящих разумеет, то есть на идею, на этом этапе, нет и не может быть покупателя или вора. При переходе идеи в категорию знания, в уродливых условиях капитализма, она приобретает товарную стоимость и торговый интерес.

Идейный поиск это вид подвижничества. Было бы не плохо, что бы такой вид подвижничества начала окормлять церковь, то есть брать под своё покровительство. Пока – это её временное серьёзное упущение, связанное с внутренним развитием церкви. К сожалению, почему-то церковь уклоняется заниматься этим Великим предназначением. Альтернативой церкви в создании условий выявления идей гипотетически может быть государство, но только социалистическое – вот она идея автора. Пробуйте её купить или своровать, когда автор за неё не держится, а наоборот ко всем с нею обращается. Он стремится, чтоб она, после написанного, бесплатно стала всеобщим достоянием.

20.01.2019 год.
Вячеслав Гузиков